|
|
N°5, 15 января 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Спасенная честь «Сапфира»
Налоговые полицейские «отбили» у иностранцев акции секретного завода
О благополучном завершении давнего и громкого скандала с попыткой продажи за рубеж через банк «Российский кредит» крупного пакета акций российского секретного оборонного завода «Сапфир» объявили представители Московского управления ФСНП. На днях на основании подготовленных полицейскими материалов Хамовнический суд столицы наконец отменил результаты чекового аукциона, на котором в 1994 году было продано 33% акций предприятия, и постановил вернуть их в федеральную собственность. По данным экспертов «Росвооружения», если бы банкирам удалось переправить за границу акции «Сапфира» (а для этого уже все было готово), российский ВПК лишился бы уникального и единственного в своем роде производителя электронных систем самонаведения, использующихся в боевых самолетах, баллистических ракетах и т.д.
Эпопея вокруг «Сапфира» началась еще в разгар «дикой» приватизации, в декабре 1993 года, когда комитет по управлению имуществом города Москвы, пользуясь отсутствием каких-либо федеральных законов на этот счет, своим распоряжением преобразовал ПО «Сапфир» в акционерное общество и утвердил план свободной приватизации. В начале 1994 года состоялся специализированный чековый и денежный аукцион, в ходе которого фирмы «Унион», «Рекорд» и «Приват-инвест», аффилированные с «Российским кредитом», скупили у рабочих предприятия 33% акций «Сапфира». Став законными акционерами предприятия, на котором из-за нехватки финансирования простаивало 80% оборудования, а рабочие были отправлены в неоплачиваемые отпуска, банкиры решили организовать торговый комплекс. По предварительным расчетам, он должен был приносить «Российскому кредиту» ежемесячную прибыль в несколько сот тысяч долларов. Однако в мае 1994 года, когда бизнесмены уже приступили к созданию торгового комплекса, правительство России вспомнило об уникальном оборонном заводе. И премьер Виктор Черномырдин подписал постановление о приватизации «Сапфира» с закреплением за государством 50% плюс одна голосующая акция.
Строительство торгового комплекса было заморожено, и в «Российском кредите», как утверждают полицейские, на время даже забыли про имеющиеся у них акции «Сапфира». В январе 1998 года президент Ельцин подписал указ о закреплении в федеральной собственности еще 25,5% акций завода с формулировкой «для обеспечения безопасности РФ». Возникла реальная угроза того, что государство может отобрать у «Роскредита» его акции завода, и в апреле 1998 года фирмы «Унион», «Рекорд» и «Приват-инвест» подали на государство в Высший арбитражный суд, требуя признать недействительным указ президента. Однако суд в иске фирмам отказал и инициировал процесс возврата государству его собственности. Тогда, как утверждают полицейские, банкиры решили продать пакет иностранным компаниям, зарегистрированным в офшорной зоне на Британских Виргинских островах. Информация об этом попала в департамент экономической контрразведки ФСБ России, и оперативные материалы о незаконной приватизации «Сапфира» контрразведчики направили в столичную прокуратуру. Оттуда документы и переправили в УФСНП по Москве с указанием проверить сделку о приобретении пакета акций «Сапфира» на предмет соблюдения налогового законодательства.
Занявшиеся расследованием оперативники отдела по контролю за рынком ценных бумаг выяснили, что в марте 1998 года в Москве были открыты представительства иностранных компаний Dyler Invest, Andrew Invest и Branhaghan Assets. В «Роскредите» фирмы завели спецсчета для участия в приватизационных и инвестиционных проектах и, соблюдая все формальности, подписали с «дочками» банка контракт о покупке злополучных акций. По словам полицейских, юристы банка разработали схему продажи иностранцам 33-процентного пакета акций «Сапфира» настолько тщательно, что оперативникам совместно со специалистами Федеральной комиссии по ценным бумагам пришлось изучать ее несколько месяцев. В конце концов «брешь» в этой схеме была обнаружена в виде закона «О приватизации предприятий ВПК» -- по нему допуск иностранных инвесторов к участию в приватизации таких предприятий, с оборонным заказом более 30% от общего объема производства, возможен лишь по решению правительства и с согласия экспертов ФСБ. Оказалось, что в случае с продажей акций «Сапфира» иностранным компаниям специального решения правительство не принимало. И с подачи УФСНП прокуратура Москвы подала иск в Хамовнический межмуниципальный суд к Dyler Invest, Andrew Invest и Branhaghan Assets, фирмам «Роскредита» и к Унитарному предприятию по продаже имущества Москвы.
Александр РАСКИН