Время новостей
     N°131, 26 июля 2007 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  26.07.2007
Связь с будущим
Совет безопасности принял программу перехода к информационному обществу
Совет безопасности России, который еще не собирался в этом году, вчера утвердил план движения страны к постиндустриальной стадии развития -- так обозначено в принятом документе понятие «информационное общество». В данный момент, отмечается в «Стратегии развития информационного общества», «значительные усилия» государства в этой сфере «недостаточно скоординированы, слабо используется потенциал бизнеса и гражданского общества». В то же время председатель Совбеза Владимир Путин полагает, что «у России уже сейчас есть все возможности, чтобы к 2015 году войти в число стран -- лидеров глобального информационного пространства». Но для этого «уже сегодня мы обязаны действовать так, чтобы все планируемые нами мероприятия носили не только глубокий и хорошо просчитанный, но и опережающий характер», заявил президент.

В опережающем темпе стратегия предлагает провести «мероприятия» по шести направлениям, от «устойчивости общественного развития, конкурентоспособности страны, благосостояния и качества жизни граждан» до более конкретных -- повышения качества образования и здравоохранения, а также и повышения эффективности государственного управления.

Министр информационных технологий и связи Леонид Рейман, чьим детищем и является принятая стратегия, сказал журналистам, что это -- «политический документ, в определенной степени декларация, которая определяет векторы развития информационных технологий в России». Теперь правительству предстоит, по его словам, «создать конкретный план действий по реализации этой стратегии». Очевидно, тогда станет понятно и то, каких государственных инвестиций потребует скачок в постиндустриальное светлое будущее. Смысл «политического документа» объяснил первый вице-премьер Сергей Иванов: «Суть стратегии -- государство гарантирует обществу создание таких условий, при которых простой гражданин сможет максимально эффективно пользоваться информационными технологиями -- связью, телефонией, Интернетом, а главное -- получать качественные информационные услуги».

По каждому из заявленных в стратегии направлений определены целевые показатели, которых Россия должна достичь к 2015 году. Единственный показатель, который не выражен конкретной цифрой, -- количество преступлений, совершаемых с использованием информационно-коммуникационных технологий. Здесь поставлена задача добиться «устойчивой тенденции к сокращению». Хотя, по всей видимости, до 2015 года тенденция успеет пойти в гору, а уж потом, возможно, ее и удастся сократить. Тем более что в документе предусмотрено к тому же сроку на 100% обеспечить рынок труда «специалистами по информационной безопасности».

В целом набор показателей выглядит достаточно эклектично. Так, стратегия построения информационного общества предполагает: доведение доли добавленной стоимости видов деятельности, связанных с созданием и внедрением IT, в объеме ВВП -- не менее 12%; доли продукции на базе информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в структуре национального экспорта -- не менее 8%; объем поступлений от экспорта технологий в ВВП -- не менее 0,4%; доступ к открытым государственным информационным ресурсам в Интернете -- 100% населенных пунктов России; число точек общественного доступа к Интернету -- не менее 4 на 10 тыс. населения; доступ к телефонной связи -- 100% населенных пунктов России; реализация госорганами базовых услуг электронного правительства -- 100%; доля госорганов, использующих информационные технологии в процессе выполнения возложенных функций, -- 100%; выполнение требований по обеспечению безопасности инфокоммуникационных систем, используемых на ключевых объектах инфраструктуры России, -- 100%; доля электронных каталогов от общего числа каталогов фондов библиотек -- не менее 30%; доля преподавателей, использующих ИКТ в учебной работе, -- не менее 50% в школах и 70% в вузах и т.д. Среди мероприятий, которые будут способствовать достижению всех этих целей, бросается в глаза обилие формулировок «создание условий» и «развитие системы».

Тем не менее это, без преувеличения, грандиозные планы, особенно в части, касающейся экспорта высокотехнологичной продукции. Заметим, что впервые о том, что Россия может поставлять софт на мировой рынок в объемах, сравнимых с экспортом углеводородов, заявил министр Рейман на Байкальском экономическом форуме осенью 2006 года. Ему пришло время реализовывать эту возможность.

Члены Совбеза в этих футуристических дебрях вчера пытались нащупать конкретику. Леонид Рейман, беседуя после заседания с журналистами, говорил о телефонизации и интернетизации страны. Сергей Иванов, который уже и так до самых мелочей вник в едва ощутимые нанотехнологии, убеждал в необходимости развивать микроэлектронику. «Все охватывать невозможно и не нужно -- Россия не должна быть конкурентоспособной во всех сегментах микроэлектроники, -- сказал он. -- Но у нас есть преимущества, связанные с высокими технологиями, у нас прекрасные программисты». Г-н Иванов заметил, что «по софту мы справляемся, но нужно предусмотреть и кое-что в железе, чтобы производить высокотехнологичную продукцию».

Владимир Путин, как это часто бывает, был, наверное, одним из самых подготовленных участников заседания. На протяжении всего своего президентства он регулярно, хотя и не слишком часто, публично обращался к проблемам развития национальной IT-индустрии, причем раз от раза его отношение к информационно-технологическому развитию страны становилось все серьезнее.

Началось со встречи с руководителями крупнейших IT-компаний в апреле 2001 года, на которой состоялось знакомство с отраслью и ее проблемами. Тогда Владимир Путин буквально очаровал собеседников. Участники встречи, а среди приглашенных были, в частности, Наталья Касперская («Лаборатория Касперского»), Анатолий Карачинский (IBS), Борис Нуралиев («1С»), Аркадий Волож («Яндекс»), в один голос отмечали информированность президента о реальном положении дел и быстроту реакции, способность понимать поставленные перед ним вопросы и предлагать эффективную помощь в их решении. После апреля 2001-го были ужесточены, например, меры по борьбе с компьютерными пиратами.

Второе крупное событие произошло в январе 2005 года в Новосибирске. Президент провел совещание с представителями информационно-технологической индустрии и руководителями Минфина, МЭРТ и Мининформсвязи, на котором распорядился немедленно подготовить закон об особых экономических зонах. Цель такового состояла по замыслу Владимира Путина в обеспечении поддержки российской IT-индустрии по индийскому образцу. За месяц до Новосибирска президент посетил Бангалор. Свидетели этого события могли видеть, что экскурсия по территории технопарка компании Infosys произвела на внешне невозмутимого Владимира Путина большое впечатление. К сожалению, закон, разработанный МЭРТ, никаких преференций для IT-индустрии не дал. Программа строительства технопарков, развиваемая ныне Мининформсвязи, представляет собой самостоятельный, по сути, проект, никакого отношения к особым экономическим зонам не имеющий.

В феврале 2006 года Владимир Путин в Нижнем Новгороде председательствовал на заседании президиума Госсовета, посвященном вопросам развития российской IT-индустрии. В тот же день он встретился с учеными, руководителями и предпринимателями, работающими в сфере информационных технологий. Итогом события стало решение о скорейшем создании венчурного фонда в поддержку высокотехнологичной индустрии. Снова президенту пришлось решать противоречия между позициями Мининформсвязи и МЭРТ по этому вопросу -- распоряжение о немедленном создании венчурного фонда для IT-индустрии было отдано вопреки возражениям представляющего МЭРТ замминистра Андрея Шаронова (он настаивал на недопустимости формирования отраслевого венчурного фонда, ратуя за фонд универсальный, не имеющий отраслевой принадлежности). Решение президента к настоящему времени выполнено: благодаря МЭРТ создана Российская венчурная компания, а Мининформсвязи реализует собственный проект.

И вот теперь президент требует конечного результата -- Россия должна занять место на мировом рынке высокотехнологичной продукции (в IT-сфере прежде всего) рядом со странами-лидерами. «Нам нужно искать новые ниши и специфические сферы, позволяющие добиться не просто паритета, а реального технологического лидерства. Надо правильно расставить акценты НИОКР и увязать их с другими исследовательскими программами, в первую очередь с развитием нанотехнологий, открывающих дорогу к созданию принципиально новой элементной базы», -- сказал вчера Путин.

Опасения насчет того, что программа будет выполнена, существуют. Особенно если власти увлекутся аспектами безопасности применительно к ИКТ. По мнению председателя Лиги независимых экспертов в области IT Сергея Карелова, это стало бы подменой причины следствием: «Если мы хотим иметь сильную, обезопасившую себя в информационно-технологическом отношении страну, мы должны прежде всего развивать IT-индустрию и не подменять эту задачу борьбой с кибертерроризмом». Можно вспомнить в этой связи судьбу принятой в сентябре 2000 года Доктрины информационной безопасности России. Документ этот сколько-нибудь ощутимого влияния на развитие информационного общества в стране не оказал.

Андрей АННЕНКОВ, Иван ГОРДЕЕВ