Вчера представители Белоруссии и России провели в Минске очередной раунд переговоров о перспективах сотрудничества в энергетической сфере. На этот раз в центре внимания оказался накопившийся с начала года белорусский долг за российский газ. Тема поставок энергоресурсов в Белоруссию в последние годы была тесно переплетена с союзными отношениями двух стран. В середине 90-х годов Минску удалось добиться от Москвы списания газовых долгов на сумму более миллиарда долларов. О том, как это происходило, и о возможности повторения сегодня подобного сценария в интервью «Времени новостей» рассказал Михаил ЧИГИРЬ. В 1994--1996 годах он возглавлял белорусское правительство.-- В 90-е годы у нас перед Россией образовался долг за газ в размере 1,2 млрд долл. В 1995 году в результате длительных переговоров его удалось списать. Были учтены расходы Белоруссии на содержание российских войск на своей территории и на выплаты российским военным, а также потери, которые понес Минск при выводе с белорусской территории ядерного оружия. Но все эти и некоторые другие расходы белорусской стороны, вместе взятые, не смогли покрыть сумму долга. Поэтому оставшаяся его часть была просто прощена Москвой. Списание долга стало результатом очень непростых переговоров. Между нами были разногласия, и иногда споры затягивались до трех часов ночи. Я считаю, что успех Минска на переговорах был обусловлен тем, что нам удалось четко обосновать свою позицию.
-- Может ли Белоруссия сегодня найти аргументы, которые позволят ей добиться полного или частичного списания долга?-- Сегодня Минск вряд ли может рассчитывать на прощение долгов. По крайней мере я плохо представляю себе, каким образом он мог бы обосновать такую просьбу, ведь ситуация сильно изменилась. Россия платит Белоруссии и за транзит товаров, и за пролет воздушных судов. Я не исключаю, что в счет белорусского долга могут быть зачтены некоторые услуги, предоставляемые Белоруссией России в пограничной и таможенной сфере. Но для этого должны быть сделаны серьезные расчеты. В любом случае маловероятно, что белорусская сторона сможет предоставить смету, которая покрывала бы значительную часть долга.
-- Может ли Минск добиться смягчения позиции России, используя политическую риторику?-- Такая схема применялась много лет. Белоруссия платила за газ меньше, чем другие покупатели, поскольку в ее экономических отношениях с Россией присутствовал политический момент. Минск заявлял о скором создании союзного государства, демонстрировал, что является самым надежным партнером Москвы на международной арене, и за это получал дешевые энергоресурсы. Теперь ситуация изменилась. Одна из причин -- заявления Минска о том, что белорусская экономика работает лучше, чем российская. Белорусское руководство как будто забыло, что процветание стало возможным благодаря поставкам из России дешевых энергоресурсов. Теперь хвастовство Минска может плохо для него закончиться.
-- Вы считаете возможным ухудшение экономической ситуации в Белоруссии? Ведь ее правительство заявляет, что уже справилось с ростом цен на российские энергоресурсы...-- Думаю, в ближайшие месяцы ухудшение экономической ситуации станет очевидным. Уже сегодня есть одна несомненная проблема -- значительный рост внешнеторгового дефицита. Похоже, правительство решило пойти на наращивание внешнего долга, чтобы перекрыть отрицательное сальдо торгового баланса. При этом белорусское руководство понимает, что привлечение кредитов не избавит от необходимости сокращать расходы. Уже принято решение с начала 2008 года серьезно уменьшить социальные льготы для граждан. Придется сокращать и другие расходы. От того, насколько грамотно это будет сделано, во многом будет зависеть дальнейшее развитие белорусской экономики.