|
|
N°131, 26 июля 2007 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Казахстан как политическая машина времени
Близка ли России избранная им модель модернизации
18 августа пройдут внеочередные парламентские выборы в Республике Казахстан. Для российских наблюдателей эти выборы представляют неподдельный интерес по двум причинам. Во-первых, Россия не может быть безучастной к политическим процессам, происходящим в важнейшей стране-союзнике, с которой нас объединяет общая граница в 7500 км. Во-вторых, сегодня Казахстан на шаг опережает Россию и ряд других стран СНГ по темпам экономических и политических реформ. По сути, внеочередные парламентские выборы в Республике Казахстан -- это машина времени, которая позволяет заглянуть в возможное будущее постсоветского пространства.
Так как же развиваются политические процессы в Республике Казахстан? Можно с уверенностью утверждать, что страна вступила в новый этап политической модернизации. Этот этап характеризуется более значимой ролью парламента (мажилиса) и усилением веса партий в политической системе. Старт преобразованиям был дан конституционной реформой, проведенной по инициативе президента Республики Казахстан. Нурсултаном Назарбаевым была предложена наиболее оптимальная трансформация постсоветской политической системы -- из президентской в президентско-парламентскую. Самое главное -- в основе всех конституционных изменений лежат не сиюминутные цели по корректировке электоральных циклов, а четкие и ясные стратегические интересы страны.
В современном Казахстане настала пора привести политический дизайн в соответствие с новыми общественными реалиями. То есть перейти от режима «ручного» президентского управления к более демократичной и институционально устойчивой форме -- партийно-парламентской системе власти. Теперь политические партии Казахстана будут по-новому конкурировать за места в мажилисе, а в дальнейшем станут формировать правительство и назначать премьер-министра. Таким образом, через механизм партийного представительства будет обеспечено большее участие общества в управлении государством. Кроме того, это дает возможность самой власти гибко выдвигать те или иные коррективы для политического курса без революционных потрясений. Для постсоветского пространства это уже принципиально иной уровень политической культуры, способствующий формированию устойчивых общественных институтов -- своего рода социальных машин, способных функционировать без сбоев не одно десятилетие.
По предложению главы государства в Казахстане заметно увеличилась численность депутатского корпуса. Это обеспечит представительство в парламенте более широкого спектра партий и крупных социальных страт. Так, из 107 депутатов мажилиса 98 будут избраны строго по партийным спискам, а оставшиеся восемь доизбираются Ассамблеей народа Казахстана, консультативно-совещательным органом при президенте страны. Этот механизм гарантированного представительства этнических групп принципиально важен для стабильности такой многонациональной страны, как Казахстан. В частности, у русских граждан Казахстана теперь будет возможность всегда иметь своих прямых представителей в парламенте независимо от способности местных «профессиональных патриотов» к партийной мобилизации.
Напомним, что одновременно с конституционной реформой президентом Казахстана был предложен переход от преимущественно мажоритарной системы выборов депутатов мажилиса к пропорциональной избирательной системе (т.н. выборы по партийным спискам). Теперь предвыборная борьба в Казахстане будет вестись не на основе противоборства между кошельками и амбициями отдельных кандидатов, а на базе конкуренции партийных программ. Мировой опыт (Швеции, Австрии, Бельгии и других стран) показывает, что пропорциональная система обеспечивает более верное, чем мажоритарная схема, отражение реального соотношения политических сил в парламенте. Это позволяет всем значимым политическим силам, преодолевшим установленный казахстанской конституцией семипроцентный порог, быть представленными в этом органе власти. На мой взгляд, предстоящие выборы дают возможность выйти из маргинального поля в политический мейнстрим целому ряду деятелей оппозиции (к примеру, экс-председателю Нацбанка Оразу Жандосову, бывшему генпрокурору Жармахану Туякбаю и многим другим).
Немаловажно, что пропорциональная система принципиально результативна, в ней не требуются повторные голосования. В ней исключается «переход» голосов от побежденных к победителям, который нередко вызывает нарекание избирателей. Так, по результатам прошлых выборов в Казахстане (2004 года) правящая партия "Отан" по партийным спискам набрала всего 43% голосов избирателей, а получила в парламенте 53 места из 77. Если бы выборы проходили по пропорциональной схеме, то у партии власти было бы не более 45 мест (т.е. отсутствовало бы квалифицированное большинство). Кстати, и российская партия власти -- «Единая Россия» в немалой степени получила перевес в Госдуме с помощью подобного «послевыборного пересчета». Поэтому переход к новой, пропорциональной системе выборов в любой стране представляет определенный риск для правящей бюрократии. Ведь он может привести не к однозначному укреплению уже сложившейся партии власти, а, наоборот, способен сделать парламент более многопартийным.
По этой причине в Казахстане было немало споров по поводу введения пропорциональной системы. Многие настаивали на том, что сейчас предпочтительнее смешанная система, потому что «народ не дозрел». Даже государственная комиссия при президенте предлагала такой вариант -- 50% по мажоритарной системе, 50% -- по пропорциональной. Но Нурсултан Назарбаев сделал окончательный выбор в пользу выборов по партийным спискам. И эта логика понятна. Если Казахстан стремится создать долгосрочную демократическую систему, то необходимо решительно укрепить роль политических партий. Партии -- это один из ключевых инструментов трансляции интересов социальных групп и один из важнейших социальных институтов. И переход на пропорциональную систему в ходе предстоящих парламентских выборов даст серьезный импульс к развитию политических партий в Казахстане.
Смысл многолетней политики Нурсултана Назарбаева как «отца-основателя» современного казахстанского государства заключается в постепенном переводе управления страной «с ручного на автоматический режим». Поэтому главная ставка делается на создание устойчиво работающих государственных институтов. Возможно, не случайно Нурсултана Назарбаева называют «евразийским де Голлем». Исторические параллели здесь понятны. Прекращение правительственной чехарды, достижение стабильности власти и значительный экономический рост -- все это явилось результатом сильного президентства эпохи генерала де Голля. Сходные результаты мы видим в соседнем Казахстане при сильной власти Назарбаева.
Однако самым главным достижением основателя французской Пятой республики стало создание дееспособного государственного механизма. Даже когда «харизматический лидер» сошел со сцены, голлизм как система продолжал действовать. К примеру, при сменившем «великого француза» президенте Помпиду республиканская Франция не только не развалилась, но и достигла в своей истории самого высокого уровня индустриализации. Дело в том, что государственным институтам, сформировавшимся при де Голле, уже не требовался харизматик для нормальной повседневной работы. Подобного эффекта «рутинизации харизмы» стремится достичь и Назарбаев.
Для решения этой задачи у страны есть неплохие предпосылки. За последние годы Казахстан стал другим. Он превратился уже в достаточно богатую страну, имеющую политически ответственных граждан. Эти граждане уже готовы ассоциироваться в рамках политических партий, но отнюдь не горят желанием быть заложниками каких-то архаических кланов или финансово-политических групп. Так что представляется, что время для политических реформ было выбрано Астаной как нельзя кстати. Поэтому чем больше полномочий будет добровольно передано президентом в сторону парламента, в сторону партийных структур, тем скорее в республике будут формироваться эффективные партии, способные выдвигать те или иные коррективы политического курса. Подобная практика существует во всех демократических странах, когда во власти и в оппозиции есть два-три готовых министерских кабинета, способных вносить правые или левые акценты в избранный политический курс страны.
Наконец, немаловажно и то, что за постсоветские годы в Казахстане вырос новый политический класс, воспитанный Нурсултаном Назарбаевым. Это политики, воспринимающие свою страну не как текущий пиар- или бизнес-проект, но как историческую территорию, на которой будут жить их дети и внуки. Именно им в ходе выборов 18 августа предстоит сформировать не декоративный, а вполне работоспособный парламент. Наиболее опытные управленцы Казахстана представлены в общенациональной партии «Нур Отан», рейтинг доверия которой уже превышает 70%. Многие эксперты прогнозируют "Нур Отану" хороший результат, который связывают в основном с экономическими успехами страны. Но такой рост доверия во многом можно объяснить и тем, что партию возглавил популярный общенациональный лидер -- президент Назарбаев.
Во всяком случае, в политической модели транзита, реализуемой Казахстаном, есть немало примечательного и для нашей страны. До наступления большого избирательного цикла 2007--2008 годов у нас есть еще время внимательнее присмотреться к опыту, полученному с помощью «политической машины времени».
Юрий СОЛОЗОБОВ, Институт национальной стратегии