|
|
N°132, 27 июля 2007 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
...Семь верст не крюк
На прошлой неделе после более чем пятнадцатилетнего перерыва возобновился круизный маршрут по Черному морю. Круизный лайнер украинского пассажирского флота «Южная Пальмира» вновь открыл старейший в России морской маршрут Крымско-Кавказской туристической линии -- с отправлением из Одессы и заходом в порты Сочи, Ялты и Стамбула. Новость отрадная для ценителей российского юга. Но по сути она является исключением, которое лишь подтверждает правило: путешествовать по югу России тяжело и неудобно.
Страна по-прежнему сохраняет свое «москвоцентричное» устройство, поездом или самолетом добраться из Москвы до морского побережья труда не составляет. Но добраться из пункта «А» в пункт «Б» на самом юге практически нереально. Российские курортные города вообще не связаны между собой каким-либо приемлемым транспортным сообщением. Приемлемым -- для человека на отдыхе: пыльные старые «Икарусы», которыми при отсутствии иного транспорта вынуждено пользоваться местное население и которые преодолевают путь в 400 км за десять часов с заездом во все придорожные станицы, не в счет.
При том что инфраструктура во всех крупных южных курортах вполне уже приспособлена для достойного отдыха, единой инфраструктуры российского юга -- транспортной, туристической, информационной -- не существует. И при нынешнем состоянии дел, несмотря ни на грандиозные планы, связанные с проведением зимней Олимпиады-2014 в Сочи, ни на проект по созданию игорной зоны в Краснодарском крае и «туристических зон», ни на амбициозную федеральную целевую программу «Юг России», в скором времени не предвидится. На то, чтобы сделать юг полноценно туристическим, нет пока ни достаточной государственной воли, ни региональных ресурсов, ни даже желания проживающих в этих городах коренных жителей. Я в очередной раз убедилась в этом, по семейной необходимости посещая Краснодарский край два раза за летний сезон.
Практически ежегодно с середины 90-х обратный путь из Ейска на Азовском море в Москву мы проезжаем «с инспекцией», делая крюк в другие южные курортные города -- покупаться, отдохнуть и оценить, что изменилось.
Попытки путешествовать на личном автомобиле предпринимались ранее. В чисто техническом плане вариант вполне комфортный, ведь большинство основных трасс в Краснодарском крае отлично отремонтировано. Но покрывать большие расстояния приходится без перерыва. Вынужденно. Мотели заняты дальнобойщиками. Гостиницы в райцентрах к вашим услугам, но желание, остановившись там, оглядеться -- побродить по городу и посетить попавшую весьма кстати на пути «древность» типа открытого к посещению кургана -- наталкивается на почти ожесточенное сопротивление. «Нечего здесь посмотреть», -- уверяют жители вопреки утверждению путеводителя. Музеи в большинстве своем закрыты -- работникам нечем платить, уездная архитектура не реставрирована -- местная администрация не считает нужным на это тратиться, ведь туристов-то нет!
Но не будем забывать, что отдых есть отдых и держаться за руль круглыми сутками не всегда входит в планы путешествующего отпускника. Остается общественный транспорт или такси.
Такси -- особый разговор. В принципе местные власти в большинстве городов готовы прилагать усилия к переводу стихийного "таксования" в цивилизованное русло, купить патент на пассажирские перевозки довольно просто. Но конкуренция многочисленных «зеленых огоньков», «золотых пчелок» и «кубаночек» приводит к парадоксальному явлению. Везти пассажиров в другой курортный город таксисты не хотят, ведь обратно придется идти порожняком (не каждый день найдешь туриста, без нужды ездящего за тридевять земель!), а коллеги на внутригородских перевозках в это время заработают больше.
Покорение общественного транспорта -- занятие для самых отчаянных поклонников Краснодарского края с его горами, пещерами, древними монастырями, минеральными водами, фруктами и двумя морями -- Черным и Азовским. Являясь таковыми, мы, легкие на подъем, проработали в этом году следующий маршрут: из Ейска едем в Анапу или Геленджик, а затем из этих городов или на худой конец из Новороссийска добираемся до Сочи. Жизнь внесла свои коррективы.
Поезда отпали сразу. В высокий сезон направления перегружены, монополиста -- ОАО "РЖД", судя по всему, положение дел устраивает, да и недалекий путь в Анапу поездом займет более полусуток, а чтобы взять билет из Анапы в Сочи, придется отстоять немаленькую очередь в билетную кассу.
Изучение автобусного расписания оптимизма не прибавило. Автобусы в этом году, как и раньше, ходят по убийственному расписанию -- раз в сутки, раз в двое суток. К тому же автобус, сошедший по причине поломки с рейса, что бывает нередко, заменить нечем. Тебе просто предлагают сдать обратно билет и решать свои проблемы самостоятельно. К тому же при сложнозапланированном маршруте забронировать сразу из Ейска место в автобусе на следующий наш перегон Анапа--Сочи невозможно. Надеяться на покупку билетов на месте было бы опрометчиво -- предыдущая практика показала, что междугородные автобусы также переполнены, а без билета водитель не возьмет, за этим строго следят надзорные органы.
Впрочем, на автостанции туристам предлагалась относительно новая для туристов Ейска опция -- экскурсия в Геленджик. Это могло быть альтернативой запланированному путешествию. Но ее отложили на день, потом еще на два дня. У местных туроператоров все время что-то не срасталось. Для сравнения: путешествие из египетского Шарм-эль-Шейха в Петру (Иордания) арабская турфирма организовывает «на счет раз», и преодолевается это 300-километровое расстояние чистым временем за три часа по суше и морю и за полтора -- самолетом с учетом посадки-высадки.
Оставался один призрачный шанс на то, что за прошедший год что-то изменилось в лучшую сторону в плане морских перевозок. Мало кто верил, когда мы рассказывали знакомым, помнящим еще советский юг, что ни из одного южного приморского города нет ни одного регулярного пассажирского маршрута ни по Черному, ни по Азовскому морю. Не то что прогуляться на катерке, а чтобы взять чемоданы и добраться морем в соседний город из Анапы, Сочи, Геленджика -- сегодня это невозможно. Ладно, Ейск -- город маленький, но и там ведь функционируют серьезные грузовые портовые терминалы, а в советское время благополучно работал пассажирский порт. Но тот факт, что Новороссийск, один из крупнейших портов страны, в прошлом году закрыл пассажирский таможенный пост по причине отсутствия пассажирского сообщения, всегда вызывало у моих собеседников шок. В этом году -- и это проверено -- ничего не изменилось.
О восстановлении круизного сообщения по инициативе украинской стороны мы узнали месяц спустя. На теплоход, конечно, можно сесть и на нашей территории, в Сочи. Но этот маршрут для всего российского юга -- капля в море.
И, перебравшись на украинском же судне из поселка Порт-Кавказ в Керчь, мы уехали в Крым. При всем почтении к Краснодарскому краю.
Ирина Склярова