|
|
N°130, 25 июля 2007 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Страшные деньги
Глава латвийского МИДа боится российского капитала
Министр иностранных дел Латвии Артис Пабрикс встревожил деловое сообщество страны призывом ограничить приток российских инвестиций. В интервью газете «Неаткарига Рита Авизе» он сказал, что следует избежать давления российского капитала, а потому к его притоку следует относиться осторожнее, а в ключевые для национальной безопасности сферы экономики Латвии стараться привлекать инвестиции из стран Евросоюза и США. На это известный латвийский предприниматель Юлий Круминьш заявил вчера, что бизнесмены Латвии видят в российских инвестициях не угрозу для национальной безопасности, а средство укрепления дружбы между двумя странами.
По словам г-на Пабрикса, «совершенно очевидно, что благодаря нефтяным ресурсам экономическое влияние России увеличивается и она готова использовать это в политических целях». Дипломат признал, что желание Москвы укрепить свои позиции в мире, в том числе в странах Балтии, «совершенно естественно». Но тут же дал понять, что участие российского капитала в совместном для трех прибалтийских стран проекте строительства АЭС на территории Литвы было бы нежелательно, поскольку ставит под угрозу национальную безопасность.
Особую пикантность словам главы латвийской дипломатии придает то, что прозвучали они спустя всего день после заседания российско-латвийской межправительственной комиссии, на котором речь шла как раз о привлечении в Латвию российских инвестиций. 20 июля в Риге состоялась первая за более чем десять лет полноценная встреча сопредседателей этой комиссии -- министра транспорта России Игоря Левитина и министра финансов Латвии Оскара Спурдзиньша. Ее главным итогом стало решение двух министров создать в рамках межправительственной комиссии группу, призванную заняться улаживанием проблем в транспортной сфере.
Проблема номер один -- колоссальные очереди на контрольно-пропускных пунктах у пограничных населенных пунктов Гребнево и Терехово. Эту тему г-н Левитин в деталях обсудил с министром сообщений Латвии Айнаром Шлесерсом. Оба они пришли к заключению, что вопрос касается не только их стран, но и Евросоюза, поскольку граница Латвии с Россией -- это внешний рубеж ЕС. Латвийский министр обещал в ближайшее время предпринять усилия для организации трехсторонней встречи Россия--Латвия--ЕС с участием еврокомиссара по вопросам транспорта Жака Баро.
По словам г-на Шлесерса, КПП «Гребнево» и «Терехово» уже исчерпали свою пропускную способность, поэтому необходим еще один КПП. В конце 2008 года планируется открыть для грузовых машин КПП «Виентули». Предполагается, что он сможет пропускать в сутки до 150 грузовых машин, однако Рига считает, что этого мало. И Латвия, и Россия признают, что существенно изменить ситуацию с очередями на границе могло бы введение электронного декларирования грузов. Но это пока невозможно из-за отсутствия договоренности о доступе к информационным базам страны, не являющейся членом ЕС, то есть России.
Шлесерс рассказал российскому коллеге о планах латвийской авиакомпании «Эйрбалтик» увеличить количество авиарейсов в Россию. В частности, планируется проложить прямой маршрут в Сочи -- столицу зимних Олимпийских игр 2014 года. Авиакомпания подумывает об увеличении числа рейсов на трассе Рига--Москва, но, как заметил Шлесерс, этот проект потребует участия «Аэрофлота».
Игорь Левитин посетил некогда знаменитый Рижский вагоностроительный завод, где говорил о возобновлении сотрудничества в производстве пассажирских составов. «После развала Советского Союза каждый из нас стал работать сам по себе, но ничего хорошего не получилось», -- сказал российский гость, подчеркнув, что только сотрудничество гарантирует конкурентоспособность на мировом рынке. Зашла в Риге речь и о том, что одной из главных мер укрепления сотрудничества должно стать заключение договоров об отмене двойного налогообложения и защите капиталовложений. Это позволило бы увеличить объем прямых российских инвестиций в экономику Латвии.
Данута ДЕМБОВСКАЯ, Рига