|
|
N°130, 25 июля 2007 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Под американским флагом
Венецианский кинофестиваль завтра объявит свою программу
В прошлом году приз за дебют получил в Венеции Иван Вырыпаев с фильмом «Эйфория», закрывал фестиваль «Остров» Павла Лунгина, в «Горизонтах» участвовало «Свободное плавание» Бориса Хлебникова, а также была показана ретроспектива советских фильмов с завлекающим названием «Тайная история российского кино» (и это на фоне отсутствия российских фильмов в конкурсах Канна и Берлина). Директор и художественный руководитель фестиваля Марко Мюллер после этого даже получил приз на «Кинотавре» за особые заслуги в продвижении российского кино.
В этом году Канн выбрал в конкурс аж две картины из России -- «Александру» своего давнего знакомца Александра Сокурова и «Изгнание» недавнего призера Венеции Андрея Звягинцева (его триумфальное «Возвращение» получило в 2003 году сразу два приза -- дебютного и главного «Золотого льва», чего не случалось со времен Тарковского, отхватившего тот же набор за «Иваново детство»).
И на Венецию в России надеялись, отборщица российских картин Алена Шумакова в интервью радио «Маяк» прогнозировала участие трех фильмов, а критик Андрей Плахов ей возражал: «Я не верю. Если будет два, это будет и то великолепно».
Официально программа венецианского смотра будет объявлена только после 26 июля, но по неофициальным сведениям на участие в главном конкурсе претендует только один российский фильм -- "12 рассерженных мужчин" Никиты Михалкова.Этот римейк знаменитой картины Сидни Люмета (в михалковской версии чеченского мальчика обвиняют в убийстве российского офицера) давно интригует публику еще и звездным -- по российским меркам -- составом актеров. В фильме снимались: Никита Михалков, Сергей Маковецкий, Сергей Гармаш, Алексей Петренко, Валентин Гафт, Юрий Стоянов, Михаил Ефремов, Александр Адабашьян...
В этом году, говорит Марко Мюллер, фестиваль пройдет под американским флагом, большинство конкурсных картин сделано в Голливуде. А вместо комедий Александрова Венеция, а вслед за ней и Рим посмотрят коллекцию спагетти-вестернов, которую обещал представить лично Квентин Тарантино.
Кстати, прошлый год объявляли годом не русского, а китайского кинематографа, и от китайского прошлого этому году достались председатель нынешнего жюри Чжан Имоу, обладатель трех венецианских «львов» -- двух золотых и одного серебряного, и фильм закрытия «Кровные братья», дебют китайского режиссера Алекси Тана, спродюсированный известным гонконгским режиссером Джоном Ву.
А откроется Мостра 29 августа фильмом американского дебютанта Джона Райта, известного у нас по довольно заурядной экранизации «Гордости и предубеждения» с Кирой Найтли. Похоже, новый фильм удался ему лучше. Во всяком случае директор фестиваля Марко Мюллер отозвался о нем так: "В этом году фестивалю исполняется 75 лет, и ему нужно смотреть в будущее. Впервые в истории фильмом открытия станет картина молодого режиссера, который отборочный комитет единодушно счел абсолютно выдающимся как с визуальной, так и с эмоциональной стороны. Нам показалось, что он превосходит многие признанные шедевры".
Несмотря на юбилейный возраст, сам фестиваль имеет порядковый номер 64, но все же праздновать собираются круглую дату. Будет даже вручен специальный приз -- «Золотой лев 75», и его получит Бернардо Бертолуччи, девятикратный обладатель «Оскара», итальянский живой классик, возглавлявший жюри на юбилейном, 50-м фестивале, когда в состав судей, как и в этом году, вошли только одни режиссеры -- ни одного актера, ни одного продюсера.
А вот традиционного почетного "Золотого льва" за вклад в киноискусство получит как раз американский режиссер Тим Бартон ("Эдвард -- руки-ножницы", "Марс атакует", «Сонная лощина», «Труп невесты»). В прошлом году эту награду получил Дэвид Линч.
Что же касается русского присутствия, то оно весьма умеренно. В одной из внеконкурсных программ покажут «Груз 200» Алексея Балабанова. Фильм в России вызвал много разговоров и споров, но недостаточно заинтересовал посетителей кинотеатра. Потрясет ли эта картина итальянских зрителей и критиков?
Еще один фильм, включенный в "Неделю критики", имеет гипотетический шанс на приз за дебют -- дебютантом выступил известный сценарист Александр Миндадзе, снявший картину по собственному сценарию. Этот фильм у нас еще не знают -- он выйдет на экраны предположительно в ноябре и тоже вряд ли окажется среди лидеров проката. Хотя надо признаться, что "Отрыв" кино очень энергетическое, захватывающее и необычно воздействующее на каком-то подсознательном уровне.
Это история о человеке, жена которого погибла в авиакатастрофе. Несмотря на некоторое формальное сходство с авиакатастрофой уфимского самолета, фильм, который даже в рабочем варианте назывался «Диспетчер» (а название сценария «Они улетели») на самом деле совсем о другом. Он рассказывает о том, как человек, пытающийся самостоятельно расследовать падение самолета, вдруг оказывается в ни на что не похожей и самой яркой ситуации своей жизни. Его как будто вырывает из повседневности в мир невероятного напряжения, риска, силы и романтики. Он присоединяется к группе летчиков (не сразу понятно, что это за экипаж, не тот ли, из разбившегося самолета?) и вместе с ними переживает возращение в жизнь, и новый риск, и странное смешение ответственности и стресса.
Построена картина довольно сложно и повествует о сложных, однозначно не формулируемых вещах, но очень сильно врезается в память. Не в последнюю очередь и благодаря сыгравшему главную роль Виталию Кищенко, театральному актеру из провинции, выдвигавшемуся в прошлом году на «Золотую маску» за роль в спектакле омского театра «Фрекен Жюли». Его необычное, подвижное и странное лицо, сочетающее детскую открытость с мужской брутальностью, как оказалось, на экране приобретает особый магнетизм. Александр Миндадзе говорит, что за режиссуру взялся не из интереса к этой профессии, но из-за желания снять именно этот фильм, самому воплотить родившийся замысел. И если судить по получившейся картине, то его собственное кино не вполне похоже на то, что получалось в их тандеме с Вадимом Абдрашитовым, оно более поэтично и эмоционально, менее социально и жестко. На «Кинотавре» у этого фильма обнаружились горячие поклонники, но в целом его скорее не приняли. Остается надеяться, что и на пестром фоне венецианской Мостры «Отрыв» все же найдет близкую себе публику.
И в конкурсе короткого метра будет участвовать фильм "Люди из камня" Леонида Рыбакова, продюсером которого, кстати, выступила Анна Михалкова. Как и "Груз 200" эта картина на "Кинотавре" получила приз критики.
Алена СОЛНЦЕВА