Столичные власти не расстаются с надеждой придумать электронный паспорт гражданина Москвы. На вчерашнем заседании городского правительства, где обсуждалась программа дальнейшего развития так называемой социальной карты москвича, мэр Юрий Лужков призвал подчиненных превратить ее в полноценный документ, содержащий массу сведений о человеке. «Социальная карта москвича должна стать удостоверением личности», -- заявил градоначальник. Чиновники готовы были воплотить эту мечту мэра в жизнь за 12 млрд бюджетных рублей, но, к счастью, не смогли доказать, что создадут действительно универсальное средство платежа и идентификации.
В принципе, как признала и.о. руководителя департамента экономической политики и развития города Марина Оглоблина, подобные планы были у городских властей с самого начала реализации проекта. Напомним, что
карточная система предоставления льгот была введена в действие в 2002-м и охватила уже около 4 млн горожан, состоящих на учете в органах соцзащиты, Пенсионном фонде, а также студентов, школьников, семей, получающих жилищные субсидии, и женщин, которым положены пособия по беременности и родам. Некоторые достижения проекта бесспорны -- в частности, упразднение ручного контроля в метро и на наземном транспорте в 2005 году позволило городским транспортным предприятиям получить дополнительные доходы в размере более 2 млрд руб. Москвичи в отличие от бюджета существенную финансовую выгоду едва ли получили, хотя скидки по социальной карте предоставляются в более чем 1,5 тыс. магазинов, аптек и предприятий бытовых услуг. Теперь же г-жа Оглоблина считает, что пришло время существенно расширить функции «пластика». В частности, предложенная ею программа предполагает, что социальная карта москвича станет альтернативой полису обязательного медицинского страхования и будет содержать так называемую витальную информацию (группу крови, наследственные и хронические заболевания и т.п.), а также будет распространяться не только среди льготников.
Однако и.о. начальника управления информатизации города Алексей Михайлов тут же признал, что возможности карты ограничены некоторыми объективными причинами -- и именно поэтому она до сих пор не задействована, например, при учете адресных жилищных субсидий и предоставлении медицинских услуг. По его словам, с одной стороны, этого не позволяет федеральное законодательство о монетизации льгот, а с другой -- не готовы к совместной работе межведомственные базы данных. Технических тонкостей новый проект г-жи Оглоблиной, по его мнению, не учитывает.
Присутствовавший на заседании руководитель Федерального агентства по информационным технологиям Владимир Матюхин и вовсе назвал создаваемые сегодня в более чем 20 регионах страны системы социальных карт «информационным сепаратизмом». «У всех они разные», -- посетовал он. Что же касается московской карты, то, по мнению г-на Матюхина, она просто технически не готова к расширению функций. Глава агентства обратил внимание городских чиновников на то, что карте недостает «интеллекта» -- она не обладает той памятью и теми системами защиты, которые требуются для полноценного удостоверения личности в электронном пластиковом варианте.
Робко поддержать проект пытался разве что глава столичного метрополитена Дмитрий Гаев, компания которого пока и является главным «выгодоприобретателем» от использования социальной карты. Он напомнил, что в свое время при разработке этой карты власти руководствовались прежде всего принципами дешевизны, а государственных требований к техническим характеристикам подобных удостоверений просто не было. По мнению г-на Гаева, и сегодня для простых операций достаточно имеющейся памяти, не защищенной сложным криптографическим ключом. Достаточно, если будут защищены базы данных, а карта станет лишь ключом к необходимой информации о человеке, считает глава метрополитена.
Но эти доводы, похоже, показались неубедительными даже Юрию Лужкову. Градоначальник, считающий, что социальная карта москвича должна со временем заменить горожанам паспорт и водительские права, а также содержать массу медицинской информации, полагает, что электронная карточка образца 2002 года себя исчерпала. Мэр отправил программу развития социальной карты на доработку, потребовав обратить внимание на усовершенствования ее технической составляющей.