Время новостей
     N°129, 24 июля 2007 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  24.07.2007
Гуцериев сдался?
Проблемы «Русснефти», возможно, решит Олег Дерипаска
В пресс-службах «Базового элемента» и «Русснефти» вчера категорически опровергли слухи о том, что компания Олега Дерипаски покупает компанию Михаила Гуцериева. Представители пресс-служб подчеркнули, что компании даже не ведут переговоров об этом.

Между тем, источники «Времени новостей» подтверждают циркулирующие на рынке слухи. Высокопоставленный чиновник, знакомый с бизнесом г-на Дерипаски, говорит, что информация о сделке - «уже почти правда», а источник, близкий к г-ну Гуцериеву, рассказал, что он продает «Базовому элементу» все 100% акций «Русснефти». «Официально компании объявят об этом до конца июля», -- пояснил источник. По его словам, сам г-н Гуцериев уже сообщил коллегам о предстоящей продаже, а также о том, что он выходит из нефтяного бизнеса. Другой источник говорит, что не удивился бы, если Олег Дерипаска выступает в партнерстве с Сулейманом Керимовым.

Если сделка все же состоится, то, очевидно, для г-на Гуцериева она будет иметь вынужденный характер. Осенью прошлого года у «Русснефти» неожиданно начались проблемы с властями. В ноябре Генпрокуратура возбудила несколько уголовных дел по факту незаконного предпринимательства в отношении двух «дочек» «Русснефти» -- «Ульяновскнефти» и «Нафта Ульяновск». Их обвиняли в превышении лимитов по добыче нефти в 2003--2004 годах и получении вследствие этого 2,7 млрд руб. незаконной прибыли. В начале этого года следственный комитет МВД возбудил уголовное дело по факту неуплаты «Русснефтью» налогов в особо крупном размере. В мае г-ну Гуцериеву было предъявлено официальное обвинение и с него взята подписка о невыезде. Одновременно поползли слухи о возможной продаже компании. Правда, сам г-н Гуцериев эти слухи всячески опровергал. «Против меня Генпрокуратура возбуждала много дел, но, как видите, у них ничего не вышло», -- говорил он в мае на совещании в Минприроды по вопросам освоения Восточной Сибири.

Для подобной самоуверенности были свои причины. В 2002 году г-н Гуцериев по решению правительства (а по неофициальным данным - по рекомендации президента) был отставлен с государственной должности - президента российско-белорусской компании «Славнефть». Как говорили, в Кремле были недовольны тем, что на выборах президента Ингушетии он поддерживал собственного брата в противовес кандидату, которого поддерживал Владимир Путин. Однако, заручившись поддержкой некоторых высокопоставленных чиновников, предприниматель через несколько дней после отставки попытался с боем занять прежний кабинет и должность. Это ему не удалось, но и вполне сошло с рук. Вскоре он создал «Русснефть», которая и стала его основным бизнесом, и переехал в офис, прежде занимаемый «Славнефтью».

В «Русснефти», как признавался сам предприниматель, ему принадлежало 70% акций, остальное -- его семье. За четыре года г-н Гуцериев активно скупал под свою компанию все мало-мальски рентабельные нефтедобывающие и нефтеперерабатывающие активы, выставляемые на продажу. В результате за несколько лет добыча «Русснефти» выросла с нуля до 17 млн тонн нефти в год. В прошлом году компании удалось приобрести два НПЗ -- Орский и Краснодарский, а также около 90 АЗС, 60 из которых находятся в Москве. Конфликты с властями ограничивались тем, что «Русснефть» претендовал на некоторые активы, интересные госкомпаниям (тот же Transpetrol, который Гуцериев пытался выкупить до начала официального банкротства ЮКОСа).

Однако в июне на «Русснефть» подала в суд Федеральная налоговая служба, обвинив компанию в налоговых махинациях при продаже акций. По данным ФНС, «Русснефть» разбила свои акции на несколько пакетов и провела их через многочисленные цепочки купли-продажи. В своем исковом заявлении ФНС потребовала перевести все акции «Русснефти» в доход государства. В результате 19 июня суд наложил арест на все акции компании в качестве обеспечительной меры, который действует до сих пор. А вчера Московский арбитраж вынес очередное решение не в пользу нефтяной компании, признав законным требование ФНС о взыскании с «Русснефти» порядка 3,4 млрд. руб. (134 млн. долл.) налоговой задолженности.

Видимо, это подействовало на г-на Гуцериева. Как рассказал вчера собеседник «Времени новостей», несмотря на громкие опровержения, он уже с конца прошлого года выбирал для «Русснефти» покупателя. При этом все предложения об обмене активов глава «Русснефти» всячески отвергал.

Продажа компании предпринимателю, у которого нет конфликтов с властями, -- видимо, наилучший выход для г-на Гуцериева. Впрочем, в сложившейся ситуации вряд ли цена может быть слишком высокой - любой покупатель захотел бы получить дисконт.

Олег Дерипаска -- мягко говоря, не самый крупный игрок в нефтяном бизнесе. Ему принадлежит «Объединенная нефтяная компания», объединяющая входят Афипский НПЗ мощностью 2 млн тонн, две добывающие компании «Кубаньнефть-Ресурсы» (запасы нефти около 5 млн тонн) и «Самараинвестнефть» (запасы -- 14 млн тонн) и трейдинговая компания «Ваи-Гарант». «Русснефть» нельзя назвать слишком выгодным приобретением. Географически ее добывающие активы сильно разбросаны, многие из них низкорентабельны. Ее нефтеперерабатывающие заводы -- одни из самых старых в России. Так что построить на базе «Русснефти» сбалансированный и высокоэффективный бизнес достаточно сложно. Но вряд ли для покупателя, кто бы им не стал, бизнес-аргументы будут иметь решающее значение.

Анна ГОРШКОВА, Иван ГОРДЕЕВ
//  читайте тему  //  Дело "Русснефти"