|
|
N°130, 25 июля 2007 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Стокгольмский замес
Фестиваль STHLM Jazz -- от рэгги до оркестров
Джазовый фестиваль в шведской столице -- мероприятие масштабное, многодневное, тусовочно-комфортное -- живет уже четверть века (с 1980-го, с перерывом в пару лет) и считается самым крупным летним музыкальным мероприятием в небедном на подобные события Королевстве. В последние годы он все более и более тяготеет к втягиванию в свою орбиту не только по-настоящему популярных и легендарных джазменов, но и откровенно попсовых персонажей. Поражать публику уже непросто, поскольку каждый год на фесте выступает обойма недешевых звезд из США и Европы. Так, года четыре назад здесь «отжигали» Дейв Брубек (от джаза) и Стиви Уандер от попсы, а в прошлом году помимо прочих Стинг и самая пафосная хип-хоп-звезда Кени Уэст. В общем, в плане программы круче только горы, возвышающиеся где-то слева, если стоять лицом к большой сцене на острове Шепсхольмен, где проходят основные концерты фестиваля.
Пятидневная программа этого года, как и обычно, -- это множество крепких джазменов из местных (а шведский джаз, как и вообще скандинавский, -- это очень многокрасочный и планомерно развиваемый жанр), несколько международных джаз-звезд и джаз-легенд, а также поп-исполнители. Всегда очень занятно сравнить, насколько совпадают или не совпадают вкусы россиян и европейцев в джазе (скорее, совпадают) и в попсе (скорее, совсем не совпадают). Главные приманки этого года -- рэгги-певец, сын своего отца Зигги Марли и американская грэмминосная аренби-дива Индиа Ари.
Почему сын обожествляемого у нас Боба Марли никогда не выступал в России, не могу сказать. Но вот ту же Индиа Ари мы вряд ли скоро увидим, у нас она просто одна из обоймы «модного аренби», в Швеции настоящая знаменитость, каждую вторую ее песню поет весь зал, а все ее трогательно-менторские разглагольствования про «отношения», которые есть «долгий путь», который чему-то там «учит» (и прочие «любовь-не-вздохи-на-скамейке») воспринимаются цветной тинейджерской аудиторией на ура. Может быть, молодая цветущая Индиа когда-нибудь найдет лекарство от несчастной любви, а пока она совершенно потрясающая состоявшаяся певица, настоящая, из настоящей «черной» музтрадиции (недаром на выступление певицы собралось много ужасно красивых афрошведок и шведов ближневосточных кровей). Пройдет еще немного времени, и ее будут сравнивать с Аритой, не побоюсь этого слова, Франклин или еще какой соул-дивой прошлого.
Аттракцион для белых мужчин средних лет -- легенды джаз-рока, группа Steely Dan. Этот коллектив, бог знает сколько лет уже возглавляемый клавишником Дональдом Фейгеном и гитаристом Уолтером Бекером, плюс немаленький состав аккомпаниаторов. Прекрасный мягкий песенный джаз-рок -- у нас бы тоже прошло на ура. Не на открытой площадке, конечно, но прошло бы.
В прошлом году в клуб Fasching Club вынесли выступление культового Билла Фризелла, в этом -- в «культурной резервации» оказался интереснейший Дон Байрон. Афроамериканец Байрон нью-йоркский кларнетист и саксофонист, выпустивший с десяток альбомов на почетном лейбле Blue Note. Каждый его альбом представляет собой такой умеренный джазовый постмодерн, т.е. препарируется какой-нибудь стиль -- свинг, фанк, пост-боп, европейская классика, хип-хоп и даже еврейский клезмер («молодой человек, вам-таки мало, что вы черный?»)... Его произведение исполнял, в частности, Kronos Quartet. Последний альбом Do The Boomerang своеобразный препарированный блюз, в записи которого поучаствовал настоящий блюзмен второго эшелона Крис Томас Кинг (кстати, выступавший много лет назад в Москве на одном из первых «Эфесовских» блюз-фестивалей). Собственно, в Стокгольме эту программу и представили. Я ожидал немного не того, но и то, что показали -- забубенные скоростные фанки-блюзы, -- тоже произвело потрясающее впечатление, в то время как протяженная баллада What Does It Take (To Win Your Love) просто-таки заставила зал рыдать. И что б такое не сыграть было на большой сцене?..
А на большой же на следующий день представили проект со сложносочиненным названием Ladgren & Lindgren + NDR Big Band. Знаменитый тромбонист Нильс Ландгрен, исполнитель на тростниковых духовых Магнус Линдгрен (здесь Линдгрен играл в основном на флейте и дирижировал) и заслуженный германский оркестр NDR Big Band, во время оно аккомпанировавший и Лайонеллу Хэмптону, и Чету Бейкеру... Звучало все тепло, чинно и с приятным пафосом. Столь же приятно правильным, традиционным, но совершенно живым предстал квинтет легендарного басиста Дейва Холланда, в который входят более молодые, но тоже заслуженные Крис Поттер (саксофон) и Робин Юбенкс (тромбон). Ничего не скажешь, мастер-класс.
И наконец, впечатление, верность которого можете сами проверить. Коллектив Koop, закрывший один из первых дней, выступит в московском «Тинькове» в начале августа. Плохо представляю себе, как такое шоу будет выглядеть не на открытом воздухе, а в стеклянном ресторане, но выступление Koop -- это настолько качественно, проработанно и весело, что, скорее всего, впишется в любое пространство, лишь бы люди хорошие слушали. Koop у нас известны в основном по ремиксам, их оригинальный материал -- то, что в столицах очень любят: лаунж, эйсид-джаз, электроника плюс акустические инструменты... По описанию, конечно, ничего нового, но в данном конкретном случае интересный свежий саунд с «конкретными» звуками (птичье пение, шепоты и крики и все такое), прекрасные вокалисты и, что большая редкость для подобного жанра, не просто баюльные звуковые полотна, а очень крепкие песни. Ну и сновидческая атмосфера, конечно. Не последнее дело!
Александр БЕЛЯЕВ, Cтокгольм--Москва