Олимпийским амбициям Александра Тихонова может помешать затяжной конфликт с российскими биатлонистами
Проявить себя в качестве эффективного спортивного руководителя,
способного принести пользу России в подготовке к зимней Олимпиаде-2014 в Сочи, на что Александр Тихонов уповал в своем вчерашнем последнем слове на суде, ему будет непросто. Потому что, возглавляя Союз биатлонистов России, г-н Тихонов находится в затяжном конфликте со всеми ведущими тренерами и спортсменами страны.
В 2004 году исполком Международного союза биатлонистов (IBU) избрал его, официально находившегося на лечении в Австрии после освобождения из СИЗО по состоянию здоровья, своим первым вице-президентом. До г-на Тихонова этот пост занимал его соотечественник и товарищ по двум золотым олимпийским эстафетам (1968 и 1972 годов) Виктор Маматов. То, как неожиданно Маматов расстался с почетным постом, стало поводом для пересудов -- дескать, Виктору Федоровичу настоятельно порекомендовали это сделать.
Александр Тихонов как комиссар международного союза получал назначения на многие этапы Кубка мира и другие престижные соревнования, но удовлетворения четырехкратному олимпийскому чемпиону это не приносило. Тихонов чувствовал, что теряет абсолютную власть в Союзе биатлонистов России (СБР). Переизбрание его на пост президента СБР в 2003 году происходило практически в засекреченном режиме (три десятка членов исполкома вывезли для этого в Германию, и состоявшееся там собрание уже потом признали отчетно-выборной конференцией СБР).
Все эти формальные признаки власти Тихонова не радовали, поскольку не приносили почти никакой финансовой выгоды. Тем более что и контракт с новым спонсором сборной -- «Мечелом» был заключен без участия президента. Все деньги шли прямым назначением на счет СБР или спортсменов. Александр Иванович стал понимать, что его роль в отечественном биатлоне стремительно теряет вес. Своим главным идеологическим оппонентом он посчитал земляка, главного тренера сборной Валерия Польховского, который пользовался у спонсоров полнейшим доверием -- практически все траты, которые Польховский считал необходимыми, получали одобрение в «Мечеле».
Начиная с 2005 года Тихонов начал открыто искать на своего соперника компромат, притом не стеснялся задавать прямые вопросы спортсменам. Мало-помалу отношения Тихонова со сборной стали портиться. Спортсмены и тренеры старались лишний раз не разговаривать с президентом своего "профессионального союза", который (в то время, что сборная находилась в Европе) был при ней неотлучно.
Скандал произошел на Олимпиаде-2006 в Турине. После того как за употребление допинга была дисквалифицирована Ольга Пылева, Тихонов в гневе заявил тренерам и врачам, что они уволены. Находившиеся в Турине представители спонсоров в свою очередь дали понять, что фигура конфликтного президента во главе СБР их не устраивает. Менее чем через месяц после закрытия Игр Тихонов заключает контракт с германской компанией «Виссманн», и это решение становится началом затяжного конфликта Тихонова со сборной, продолжающегося и поныне.
Участники дискуссии за прошедший год обменялись несколькими официальными бумагами (спортсмены и тренеры оформляли их как «открытие письма», а Тихонов -- как требования к IBU) и массой обвинений. В настоящее время ни один из членов сборной не считает президента СБР Тихонова сколько-нибудь легитимной фигурой. Последним крупным витком конфликта стало отстранение исполкомом СБР Валерия Польховского от должности главного тренера женской сборной. После вмешательства «Росспорта» специалиста восстановили, но конфликт это не исчерпало.