Турецкий премьер Реджеп Тайип Эрдоган в полном соответствии с фамилией, означающей «Сокол-воин», одержал убедительную политическую победу и посрамил врагов, обвинявших его в узколобом исламизме. «За 52 года ни одна партия не приходила вновь к власти, тем более увеличив голоса в свою поддержку», -- объявил вчера он ликующим сторонникам с балкона штаб-квартиры своей Партии справедливости и развития (ПСР) в Анкаре.
На воскресных выборах в парламент ПСР набрала почти 47% голосов, хотя аналитики прочили ей около 40%.
В ноябре 2002 года ПСР пробилась к власти благодаря поддержке 34,3% избирателей.
Окончательные итоги голосования турецкий ЦИК объявит через неделю, но и так уже ясно, что у ПСР в 550-местном меджлисе будет не менее 341 мандата. Этого вполне достаточно для получения новым правительством вотума доверия простым большинством в 276 депутатских голосов. Видимо, 53-летний Эрдоган вновь возглавит кабинет. Узнав, что явка избирателей превысила 83%, он сказал, что Турция «выдержала важный экзамен на демократию, который может послужить примером для всего мира», а на выборах «народ указал на ПСР как на средоточие общественного согласия». Вчера вечером президент Ахмет Недждет Сезер принял отставку правительства Эрдогана, поблагодарил кабинет за пятилетнюю работу и заявил, что тот продолжит исполнение своих обязанностей до сформирования нового правительства страны.
Главный соперник ПСР -- левоцентристская Народно-республиканская партия Дениза Байкала с завоеванными 112 мандатами всего лишь сохранила свои позиции, хотя опросы предсказывали ей до 135 мест в меджлисе. После восьмилетнего перерыва в парламент вернется ультраправая Партия националистического движения (ПНД) Девлета Бахчели, у нее будет 71 место. Впрочем, социологи прочили ей 85 мест. Победу ПНД обеспечил всплеск национализма,
вызванного непомерными по мнению сторонников партии требованиями Брюсселя к Анкаре на переговорах о вступлении Турции в Евросоюз, а также активизацией курдских боевиков на юго-востоке страны.
Остальные 11 партий -- участниц предвыборной гонки 10-процентного барьера не одолели. Представляющая турецких курдов Партия демократического общества (ПДО) даже не пыталась этого сделать. Воспользовавшись тем, что независимые кандидаты законом от этого ценза освобождены, ПДО провела в этом качестве в меджлис не менее 26 своих представителей, единодушно поддержанных курдами юго-востока. Теперь эти депутаты могут создать собственную фракцию и влиять на работу парламента.
Совет Европы признал турецкое голосование демократичным. Председатель комитета по международным делам Госдумы России Константин Косачев, отметив, что Совет Европы «закрывает глаза на непризнание руководством Турции такого понятия, как «национальные меньшинства», приветствовал приход депутатов-курдов в меджлис.
Теперь ПСР надо привести своего человека в президентское кресло, но сделать это будет не так легко. Президента Турции избирает парламент, и если его новый состав этого не сделает в течение 40 дней, то его распустят и будут назначены новые выборы. Воскресные выборы были досрочными как раз по этой причине -- их объявили после того, как оппозиция в лице Народно-республиканской партии и армия заблокировали кандидатуру главы МИДа и члена руководства ПСР Абдуллаха Гюля на пост президента, считая, что этот сын имама способен поставить под вопрос светские устои государства. Конституционный суд Турции признал избрание Гюля недействительным из-за отсутствия при голосовании кворума в две трети -- 367 -- депутатов. В новый парламент ПСР провела 341 депутата, и ее союзниками могут стать как минимум 26 курдских депутатов от ПДО, стремящейся обеспечить свободы всем гражданам Турции независимо от национальности.
Большинство центральных газет Турции согласно, что ПСР своей победой обязана избирателям, громко потребовавшим дальнейшей демократизации страны и невмешательства генералитета в политику. Не случайно Эрдоган проявляет крайнюю осторожность в вопросе о крупномасштабной силовой операции, которую замышляет турецкий генштаб против баз Рабочей партии Курдистана в курдской автономии в Северном Ираке. Перед выборами премьер дипломатично обещал «принять все необходимые меры, когда того потребуют время и обстоятельства».
Вчера Эрдоган сказал, что ныне у всех граждан Турции есть «общая цель -- превратить ее в мощное и процветающее государство». Он заверил, что не пойдет на уступки «в деле защиты основополагающих ценностей светской и демократической Турции» и обещал активно добиваться вступления Турции в ЕС «в качестве полноправного члена». Президент Франции Николя Саркози считает, что Анкаре хватит и «привилегированного партнерства», что отражает взгляды многих других членов ЕС. Как сказал «Времени новостей» директор Института стратегических оценок Сергей Ознобищев, европейские страны «помнят о глубоких исламских корнях ПСР и с определенной долей надежды и опасения хотят понаблюдать за дальнейшим поведением победителей».
Глава Еврокомиссии Жозе Мануэл Баррозу, поздравив вчера Эрдогана с победой, подчеркнул взаимосвязь между углублением реформ в Турции и личным обязательством премьера «поддерживать устойчивое продвижение Турции в ЕС». Переговоры на эту тему, стартовавшие в октябре 2005 года, буксуют в основном по причине турецкого непризнания одной из 27 стран ЕС -- Кипра. С 1974 года его часть -- так называемая Турецкая республика Северного Кипра -- была оккупирована Турцией, разместившей там около 30 тыс. своих военных.