|
|
N°4, 14 января 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Дамьен Одуль: Снимать по-другому я не умею
Режиссер Дамьен Одуль снял свой полнометражный дебют «Без удержу» (Le Souffle) всего за пять миллионов франков. Это аскетичная черно-белая история о взрослении пятнадцатилетнего подростка в деревенской глуши воскрешает радикальные традиции великого авторского кино (сам Одуль восхищается Дрейером, Бергманом, Тарковским и Сокуровым). Фильм Одуля -- яркая антитеза картинам «среднего класса», кинематографу самодостаточному, самодовольному и смертельно скучному, которого во Франции, увы, не становится меньше. Скоро и московские зрители смогут оценить «Без удержу», а о своем эстетическом кредо Дамьен ОДУЛЬ рассказал нашему корреспонденту Алексею МЕДВЕДЕВУ.
-- Ваш фильм непохож на 99 процентов современного французского кино. Кажется, на вас не влияет ни мода, ни дух времени, а источник вашего вдохновения спрятан глубоко внутри...
-- Я кажусь отверженным в мире французского кино, и в то же время я француз до мозга костей. У меня сильные корни -- я родился и рос в маленьком городке, в сердце Франции. Я сделал «Без удержу», чтобы вспомнить, что значит быть подростком. Я не хотел, чтобы у меня получился гладкий, теплый фильм, который всех устраивает. Поэтому я снимал фильм на черно-белую пленку и попытался вложить в него всю силу своего убеждения.
-- Что это за убеждение?
-- Не думаю, что всю свою жизнь буду снимать черно-белые фильмы про деревню, но у меня есть ощущение своей миссии. Снимать по-другому я не умею: все мои попытки отклониться в сторону заканчиваются ничем. Это судьба. Я должен сказать то, что я должен сказать. Если, конечно, мне позволят, но это уже вопрос денег.
-- Вы не думаете о коммерческом успехе своих картин?
-- Нет, но я хотел бы создать фильм, более доступный для публики. Не только для интеллигенции, которая узнает в моих картинах свои представления о «высоком искусстве», но и для тех простых людей, о которых я снимаю.
-- Кино, которое стремится максимально приблизиться к жизни, часто бывает недоступно людям, ведущим эту самую «простую жизнь».
-- Да, это так. Именно поэтому я постараюсь сделать свой следующий фильм более эмоциональным и открытым.
-- Вы работаете только с непрофессиональными актерами?
-- Да, но их уже можно считать профессионалами. Почти все исполнители ролей в «Без удержу» снимались в моих короткометражках, это близкие мне люди. Например, персонаж с повязкой на глазу -- мой дядя.
-- Сколько стоил ваш фильм?
-- Пять миллионов франков. Для Франции -- это ничто. Но вот парадокс: чем больше денег, тем меньше времени у людей остается на творчество -- сроки поджимают, актеры спешат на съемки других картин. А я поехал в деревню и проводил там время со своими старыми друзьями. Никто никуда не спешил, и мы работали в свое удовольствие.
беседовал Алексей МЕДВЕДЕВ