Непризнанная
республика Нагорный Карабах узнала имя своего нового президента: им стал 47-летний глава службы национальной безопасности Бако Саакян. Как и предполагала газета «Время новостей», вторым к финишу пришел заместитель министра иностранных дел Карабаха Масис Маилян.
За главу спецслужбы проголосовало больше 85% избирателей, а дипломата поддержали только около 13%. После чего г-н Маилян несколько разочарованно сообщил, что «это был выбор между сегодняшним и завтрашним днем, и значительная часть населения предпочла день сегодняшний». По его словам, избирательная кампания проходила с массой нарушений, штаб четырежды жаловался на них в республиканский избирком в период подготовки выборов и 20 раз -- в день волеизъявления. Но нарушения, с точки зрения Масиса Маиляна, не были решающими: люди сделали свой выбор, который он принимает и уважает.
Выборы, в сущности, прошли по вполне традиционному кавказскому сценарию, когда всем заранее известна фамилия победителя, и эта гипотеза подтверждается дисциплинированным голосованием при высокой явке, в общем-то, не нуждающимся ни в каких особенных фальсификациях. Само появление альтернативных кандидатов в данном случае может рассматриваться как торжество демократии: предыдущие президентские выборы в Карабахе были вообще безальтернативными.
Россия, всегда активно комментирующая аналогичные процедуры в непризнанных Южной Осетии и Абхазии, на этот раз воздержалась от каких-либо заявлений. В отличие от грузинских «отщепенцев», притиснутых вплотную к российской границе, Карабах слишком далеко, а возможностей влиять с его помощью на Армению и Азербайджан -- все меньше. Тем не менее российские телеканалы, следившие за карабахским голосованием, с особенным изумлением подчеркивали, что избиравшийся двукратно президент Аркадий Гукасян «решил не нарушать конституцию и не баллотироваться на третий срок». Что-то неуловимо близкое с российскими реалиями есть и в профессиональном прошлом нового президента непризнанной республики.
Успехи силовиков -- тенденция и для Нагорного Карабаха, и для самой Армении, с которой он прочно связан. Первый президент Карабаха, Роберт Кочарян, по образованию -- инженер-электротехник, сейчас является президентом Армении. В 1998 году он сменил на этом посту первого лидера постсоветской Армении, филолога Левона Тер-Петросяна. В будущем году в Армении пройдут президентские выборы, и на смену г-ну Кочаряну с большой долей вероятности придет нынешний премьер Серж Саркисян -- силовик с 20-летним стажем, который сначала возглавлял комитет самообороны Карабаха, а позднее дважды был министром обороны Армении, несколько лет работал шефом ее спецслужб и секретарем Совбеза.
По мнению ряда наблюдателей, новый президент Карабаха Бако Саакян, сменивший националиста, журналиста и дипломата Аркадия Гукасяна, будет для Сержа Саркисяна удобным партнером, а его успех на выборах 19 июля выглядит своеобразной репетицией будущей армянской президентской гонки.
Впрочем, есть и некоторые отличия. Бако Саакяна поддержала широкая коалиция, в которую вошли и некоторые оппозиционеры, и старейшая армянская социал-демократическая партия «Дашнакцутюн». В Армении такого политического единства пока не наблюдается -- тот же «Дашнакцутюн», к примеру, обещал выставить на президентские выборы собственного кандидата. Не слишком ясен пока и градус отношений между уходящим президентом Кочаряном и его наиболее вероятным преемником.
Представители власти Армении заверили, что никак не вмешивались в избирательный процесс в Карабахе, и поздравили жителей республики со сделанным выбором, а Бако Саакяна -- с победой. Армения является единственной страной, которая фактически признала состоявшееся волеизъявление и полагает, что избранный президент добавит легитимности непризнанному Карабаху. Но армянские оппозиционеры уже заметили, что такое отношение официального Еревана к выборам в Карабахе «бросает тень» на Армению в глазах мирового сообщества. О непризнании выборов в Карабахе, де-юре являющемся частью Азербайджана, уже заявили США, Совет Европы, Европарламент, ОБСЕ, Евросоюз и организация ГУАМ, в которую входит Азербайджан.
Свою подпись под заявлением Евросоюза среди прочих поставила Сербия, находящаяся в затруднительном положении в связи с вероятным отделением автономного края Косово. В Карабахе, как и в других непризнанных республиках бывшего СССР -- Абхазии, Южной Осетии и Приднестровье, -- очень рассчитывают на этот прецедент и надеются, что косовская практика окажется применимой и в их случаях. Однако международное сообщество явно не склонно к такой экстраполяции. Перспектива нагорно-карабахского конфликта зависит скорее от результатов президентских выборов будущего года в Армении и Азербайджане, чем от состоявшегося голосования в Карабахе или развития ситуации вокруг Косово.