Как известно,
качество учебников истории и обществоведения стало предметом повышенного внимания первых лиц государства -- достаточно вспомнить о недавних встречах Владимира Путина, Владислава Суркова и Бориса Грызлова с преподавателями гуманитарных дисциплин. Однако, судя по результатам социологического опроса, проведенного на прошлой неделе фондом «Общественное мнение», «широкие народные массы» не разделяют беспокойства властей. Во всяком случае у самих опрошенных нет претензий к тому, как их обучали. Так, подавляющее большинство (72%) респондентов затруднились ответить на вопрос «Что вам не нравилось в школьных учебниках по истории?». Тех же, кому учебники нравились, -- более половины. Лишь 6% посетовали на то, что в советских школах преподавание истории было излишне идеологизированным.
Советский опыт, по мнению большей части опрошенных, мог бы пригодиться и в наше время: 52% считают, что существовавший в прошлом стандарт -- единый учебник для всех школ -- предпочтительнее нынешней вариативности. Сегодняшнее положение, когда учитель по своему усмотрению выбирает пособие из нескольких возможных, одобряют лишь 24%.
«Во избежание коверкания истории» содержание учебников должно контролироваться властью -- 56% россиян, так же, как и президент, считают, что авторы школьных пособий не должны «плясать польку-бабочку» на западные гранты. «Эта реакция демонстрирует проявляющееся в обществе стремление к общенациональному единству, -- так прокомментировал «Времени новостей» данные коллег-социологов директор ВЦИОМ Валерий Федоров. -- Единство -- это пароль, это ключевая ценность после 10--15 лет разобщения и войны всех со всеми, не зря ведь и правящая партия называется именно «Единой Россией». Национальное единство во всем, в том числе и во взглядах на отечественную историю».
При этом 60% участников опроса, проведенного ФОМ, не хотели бы, чтобы их детям навязывали одну, «единственно верную» точку зрения -- они полагают, что авторам следует отразить все возможные мнения по поводу того или иного исторического события (38%, напротив, считают, что учебники не должны содержать ничего, кроме фактов). Но и в этом случае, по мнению большинства респондентов, учебник должен быть один.
«Я не понимаю, как это совмещается в головах моих сограждан: люди готовы доверить власти формирование единого учебника, но считают, что там не должно быть единой доктрины», -- выразил свое недоумение в беседе с «Временем новостей» редактор журнала «Отечественные записки», историк Никита Соколов. По словам г-на Соколова, если власть формирует учебник, то она его делает таким, каким он должен быть с точки зрения восторжествовавшего на сей момент проекта будущего. «Сейчас это авторитарно-героический взгляд на историю -- это мы видим на образце книги для учителей «Новейшая история России 1945--2006 гг.» под редакцией Александра Филиппова, которая и дала толчок новой полемике», -- пояснил историк.
«Общественное сознание -- это такая материя, которая хочет всего и сразу», -- заметил в разговоре с корреспондентом «Времени новостей» Валерий Федоров. Но, как подчеркивает эксперт, пока не представляется возможным совместить «привнесенные социальным опытом 90-х ценности свободы и плюрализма с более древними и фундаментальными ценностями единства, государственничества, справедливости». «Общество чувствует смутное неблагополучие в этой области, но не может внятно сформулировать, в чем это неблагополучие заключается», -- соглашается с социологом историк Никита Соколов.