Время новостей
     N°128, 23 июля 2007 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  23.07.2007
«Аэрофлоту» все самолеты подходят
Акционерам компании понадобилось внеочередное собрание, чтобы утвердить покупку А350 и Dreamliner
Совет директоров «Аэрофлота» в пятницу одобрил сделки по приобретению перспективных дальнемагистральных самолетов производства обоих лидеров авиапрома -- Airbus и Boeing. Для утверждения этих сделок, общий объем которых превышает 50% стоимости активов «Аэрофлота», в соответствии с действующим законодательством созвано внеочередное собрание акционеров авиакомпании. Оно назначено на 4 сентября.

Акционерам предложат утвердить контракты на покупку 22 лайнеров А350XWB производства европейского концерна Airbus каталожной стоимостью примерно 4,4 млрд долл. и такого же количества самолетов Boeing-787 Dreamliner, которые официально стоят в районе 4,2 млрд долл. (Реальные сделки по сложившейся в авиастроительном бизнесе практике заключаются по ценам на 10--30% ниже каталожных).

Как сообщили «Времени новостей» в пресс-службе «Аэрофлота», члены совета директоров высказались за одобрение сделок единогласно. Поскольку состав совета отражает структуру акционеров «Аэрофлота», в которой доминируют государство (51% акций) и Национальная резервная корпорация (около 30%), можно предположить, что и на собрании акционеров этот вопрос не встретит возражений.

Вместе с тем стоит отметить, что, купив одновременно два конкурирующих лайнера у обоих ведущих мировых авиастроительных гигантов, «Аэрофлот» сделал бы уникальный в практике гражданской авиации шаг.

По состоянию на сегодняшний день 45 авиационных и лизинговых компаний заказали у концерна Boeing в общей сложности 584 самолета Boeing-787. У Airbus пока 13 клиентов, ждущих поставки в общей сложности 228 А350XWB.

В части авиакомпаний эти списки не пересекаются между собой. Транснациональные лизинговые компании вроде ILFC, ALAFCO, CIT Leasing числятся заказчиками обоих производителей. Однако каждому конечному пользователю-эксплуатанту авиатехники они, скорее всего, поставят что-то одно: либо Boeing-787, либо А350XWB. Эксплуатировать разные взаимозаменяемые модели самолетов считается в гражданской авиации неразумной тратой денег. Особенно если речь идет о таких дорогих машинах, как дальнемагистральные лайнеры нового поколения.

Правда, пока «Аэрофлот» не выбился из рамок мировой тенденции. В официальном списке заказчиков Airbus он присутствует, у Boeing -- нет. Контракт на покупку 22 А350XWB генеральный директор «Аэрофлота» Валерий Окулов подписал с представителями Airbus 20 июня этого года в ходе международного авиасалона во французском Ле-Бурже. Сделка предусматривает поставку в период с 2014 по 2017 год 18 машин модификации А350-800 и еще четырех А350-900.

Ранее, 9 июня этого года, во время Петербургского экономического форума г-н Окулов подписал с президентом подразделения гражданских самолетов Boeing Скоттом Карсоном соглашение о поставке 22 Boeing-787 в 2014--2016 годах. По этому соглашению «Аэрофлот» имеет право выбрать любое количество двух модификаций лайнера: Boeing-787-8 и Boeing-787-9.

Руководитель пресс-службы «Аэрофлота» Ирина Данненберг в субботу сообщила «Времени новостей», что «оба заказа (т.е. у Boeing и у Airbus. -- Ред.) -- твердые». Boeing, однако, по поводу соглашения 9 июня ограничился заявлением из двух предложений: «Boeing очень рад, что «Аэрофлот» признал 787 Dreamliner удовлетворяющим его требованиям к флоту. Boeing готов работать с «Аэрофлотом» дальше, чтобы довести заказ до завершения». До сих пор Boeing не внес «Аэрофлот» в официальный список заказчиков, опубликованный на его сайте (как это сделал, кстати, Airbus). Представители американской авиастроительной корпорации не были в выходные доступны для комментариев по поводу статуса заказа «Аэрофлота».

Следует отметить, что разработка Boeing-787 Dreamliner значительно опережает конкурирующую модель европейского концерна. Поставки Dreamliner, как ожидается, начнутся уже в 2008 году, в то время как А350XWB -- в 2013-м. Кроме того, Boeing-787 несколько меньше по размерам и дешевле. В силу этого менеджмент «Аэрофлота» в течение последних двух лет добивался контракта именно с Boeing, но не встречал понимания у своего основного акционера -- государства.

Михаил КУКУШКИН