|
|
N°4, 14 января 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
ЛУКОЙЛ ждет свою долю
Российско-азербайджанская дружба крепнет нефтепроводом
В преддверии визита в Россию президента Гейдара Алиева (его ждут в Москве 24 января) отношения двух стран теплеют на глазах. Главный сюрприз для Баку приготовил российский нефтяной гигант ЛУКОЙЛ. За последние две недели сразу два топ-менеджера компании -- президент Вагит Алекперов и старший вице-президент Азат Шамсуаров -- заявили (первый -- в конце декабря и второй -- в минувший четверг) о готовности не позднее чем в I квартале 2002 года включиться в консорциум по строительству основного экспортного трубопровода (ОЭТ) Баку--Тбилиси--Джейхан с долей 7,5%.
Первым воспользоваться выгодами ОЭТ призвал два месяца назад вице-президент ЛУКОЙЛа Леонид Федун. Главный аргумент аналитиков: экспортируемая Россией на мировой рынок нефть марки Urals (смесь различных сортов) в перспективе не выдержит конкуренции с высококачественной азербайджанской и каспийской нефтью. Другой довод: самоустранение России, которая до последнего времени считала патронируемый Западом проект нерентабельным, геополитически неоправданно. Западные наблюдатели полагают, что новая позиция ЛУКОЙЛа отражает стремление российского правительства, чья доля в компании составляет 35%, укрепиться в Азербайджане и застолбить на будущее российские интересы на Каспии. "Устами Вагита Алекперова говорит Кремль", -- уверена турецкая газета Sabah. В кругах, близких к азербайджанскому руководству, добавляют: Россия ничего не выиграет, если будет и впредь игнорировать джейхановскую трубу -- последняя полностью окажется под контролем США и Запада.
Переговоры между ЛУКОЙЛом и ГНКАР (Государственной нефтяной компанией Азербайджанской Республики) на минувшей неделе носили чисто консультационный характер. Как сообщил гендиректор представительства ЛУКОЙЛа в Азербайджане Рим Багманов, стороны продолжили обсуждать экономическую целесообразность участия россиян в строительстве трубопровода на основе нового варианта технико-экономического обоснования проекта, представленного компанией BP. По новому ТЭО он стоит 2,4 млрд долл., рентабельность превышает 24%.
Проект ОЭТ предназначен для транспортировки каспийской нефти до турецкого терминала Джейхан в Средиземноморье. В конце второго квартала 2002 года, когда завершится детальный инжиниринг, ожидается санкция на начало строительных работ от акционеров АМОК (Азербайджанской международной операционной компании) -- оператора разработки морских месторождений Азери--Чираг--Гюнешли. Эксплуатация нефтепровода Баку--Тбилиси--Джейхан протяженностью 1745 км и пропускной мощностью 50 млн тонн в год намечена на начало 2005 года. К настоящему времени участниками консорциума являются ГНКАР (45%), оператор проекта BP (25,72%), Unocal (7,74%), Statoil (6,45%), TPAO (5,08%), Itochu (2,96%), Delta Hess (2,05%) и ENI (5%). ГНКАР, как предполагается, уступит ЛУКОЙЛу 7,5% своей доли в проекте. За последние семь лет российская компания вложила в азербайджанские проекты (Азери--Чираг--Гюнешли, Шах-Дениз, D-222, Зых-Говсаны) полмиллиарда долларов и ведет широкомасштабную разведку месторождений на российско-азербайджанской границе и в Северном Каспии.
Ариф УСЕЙНОВ, Баку