|
|
N°4, 14 января 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Еще одно окно в Европу
В латвийской столице говорят о строительстве крупного нефтетерминала
В здании управления Рижского свободного порта выставлен эскиз проекта нового нефтепродуктового терминала. По свидетельству Алберта Кроса -- руководителя компании Lat-Holding, разработчика проекта и предпроектной документации, -- предполагаемая мощность объекта составит 6 млн тонн светлых продуктов и 4 млн тонн мазута в год. Открытым остался лишь один вопрос: где рижане возьмут нефть для запитки терминала? Ведь ввод терминала в Приморске уже сказался на графике поставок I квартала в Вентспилс -- норма перевалки литовскому порту урезана более чем в два раза. Кроме того, в Риге уже есть четыре нефтепродуктовых терминала, и строительство еще одного может оказаться попросту нерентабельным.
Тем не менее уже обнародованы параметры планируемого терминала. Общая емкость терминала, состоящего из шести резервуаров для мазута и десяти для дизтоплива и бензина, достигнет 428 тыс. куб. м. Разгрузка будет производиться на двух железнодорожных эстакадах, на каждой из которых одновременно возможен слив 66 цистерн. При благоприятном решении властей строительство первой очереди начнется уже в 2003 году. Общая стоимость проекта -- 150 млн долларов.
Предполагается, что новый терминал будет построен в зоне Рижского свободного порта, расположенной на левом берегу в устье Даугавы (район Даугавгрива). Чтобы сюда могли заходить суда грузоподъемностью 60 тыс. тонн, а в перспективе до 100 тыс. тонн, потребуется углубление дна реки.
Если грандиозный проект, заказчиком которого является Baltic Oil Terminal, осуществится, в Риге появится самый крупный балтийский нефтетерминал. Он составит конкуренцию вентспилсскому Ventbunkers и таллинскому Pakterminal, которые в 2000 году перевалили соответственно 7,2 и 8,7 млн тонн нефтепродуктов. Как утверждает г-н Крос, проблем с финансированием не будет, поскольку о готовности инвестировать в латвийские терминалы заявляли уже несколько американских компаний, в том числе American United Company (200 млн долл.) и Arizona Oil Company (500 млн долл.). Кстати, часть учредителей заказчика нового терминала входит и в руководство American United Company.
Российские эксперты смотрят на планы Baltic Oil Terminal с большим скепсисом. «Если даже в Латвии появятся дополнительные объемы нефтепродуктов, ничто не мешает переваливать их через существующие терминалы», -- говорит аналитик нефтяного агентства Petroleum Argus Михаил Перфилов. Из России нефть, бензин и мазут в Ригу вряд ли кто-то повезет по железной дороге, так как это дорого и невыгодно. К тому же железная дорога около порта требует серьезной модернизации. Поэтому разговоры о строительстве нефтетерминала, идущие, кстати, более полугода, по его мнению, носят больше пиаровский характер.
За компанией Baltic Oil Terminal стоит известная в Латвии фирма Dinaz. Она стала особенно популярна в последние два года, когда развернула активную кампанию по работе с офшорами для снижения налоговых отчислений. В прошлом году офшорное подразделение Dinaz обосновалось в одной из башен Всемирного торгового центра в Нью-Йорке, но через несколько дней этого офиса не стало. А весной прошлого года Dinaz вместе с другой торгующей нефтепродуктами фирмой -- Zemgales degviela -- скупила газетные площади в рижских СМИ для того, чтобы подвергнуть информационной атаке службу госдоходов Латвии, которая попыталась противостоять офшорным схемам компаний.
Латвийские эксперты нефтяного рынка предполагают, что, заявляя о строительстве нефтетерминала, Dinaz пытается добиться от государства хороших условий для других своих проектов, не связанных с перевалкой топлива.
Владимир СКРИПОВ, Николай ГОРЕЛОВ