|
|
N°4, 14 января 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Лоббистам не место в сенате
Сенату нужны дополнительные конституционные полномочия, а сенаторов нужно избирать как депутатов Думы. В противном случае Совет Федерации останется лоббистской структурой. Так заявил зампред думского комитета по делам федерации Владимир ЛЫСЕНКО корреспонденту газеты «Время новостей» Виктору ХАМРАЕВУ.
-- Состав Совета Федерации полностью обновился. Насколько изменится его роль в законодательном процессе?
-- Ни насколько. Новых сенаторов можно лишь условно считать представителями регионов. Более чем половина -- представители Москвы. Скорее всего это лоббисты крупных финансовых групп или каких-то олигархических структур, а также администрации президента. И эта роль сенаторов не изменится до тех пор, пока не будет двух взаимосвязанных преобразований: расширения функций верхней палаты и прямых выборов членов Совета Федерации.
-- Ни того ни другого не позволяет Конституция.
-- Спорный тезис. Но даже если Конституция действительно не позволяет, то в нее можно внести поправки. Процедура известна: созыва Конституционного собрания для внесения таких поправок не требуется. Расширять же функции сената необходимо, иначе не стоило переводить его работу на постоянную основу.
-- Каких функций вы добавили бы сенаторам?
-- Если воспользоваться зарубежным опытом, в частности германским, то все законопроекты -- от президента ли, от правительства -- должны вноситься в верхнюю палату, а не в Думу, как сейчас. Получив проект, СФ готовит на него свое заключение, вместе с которым переправляет разработку в Думу. А дальше все происходит по уже заведенной процедуре -- парламентские слушания, три чтения и передача в Совет Федерации, у которого по-прежнему сохранится право вето. Причем, на мой взгляд, стоит пересмотреть полномочия думцев в отношении сенатского вето. Если верхняя палата отклоняет закон, касающийся вопросов федеративного устройства или предмета совместного ведения, то начинается разработка нового законопроекта с самого начала. Исчерпывающий перечень подобных актов можно будет уточнить и узаконить. По всем остальным законопроектам Дума, как и сейчас, будет вправе преодолевать сенатское вето двумя третями голосов.
-- Но подобного расширения функций нет пока даже в проекте. Чем смогут заняться сенаторы при нынешних полномочиях?
-- Это сложно понять. Руководство Совета Федерации, судя по проекту обновленного регламента, намерено активно включаться в законотворчество. Но это лишь желание руководства. Сомневаюсь, что такое же желание есть у рядовых членов Совета Федерации. Да, они навещают руководителей ведущих комитетов Думы, влиятельных депутатов, бывают в министерствах, ведомствах, на всевозможных элитных тусовках. То есть ведут себя, как и положено лоббистам, не проявляя никакой публичной активности. В лучшем случае они лоббируют интересы своих регионов. В худшем -- занимаются корпоративными и личными интересами, поскольку многие пришли в СФ из бизнеса.
-- Может быть, наделение сенаторов новыми полномочиями изменит их поведение?
-- Не изменит. Наделив нынешний состав сенаторов дополнительными функциями, мы превратим сенат в регистрационную палату, и не более того. Чтобы верхняя палата стала полновесным влиятельным органом законодательной власти, ее членов надо выбирать прямым голосованием, как и депутатов Думы.
беседовал Виктор ХАМРАЕВ