Заявление трейдеров о том, что в конце лета розничные цены на бензин повысятся вслед за оптовыми, не привело премьер-министра на вчерашнем заседании правительства в восторг. Он усмотрел в таких прогнозах «сложно закрученную интригу». Если учесть, что
инфляцию в России в последние месяцы разгоняет
рост цен на зерно и плодоовощную продукцию, дополнительной "инфляционной" статьи правительство иметь не хочет. К тому же в недавней истории России уже был опыт, когда на самом высоком государственном уровне нефтяные компании попросили на время заморозить бензиновые цены.
Возможно, нечто подобное может повториться. «Увеличили цену на бензин на копейку. Готовят общественное мнение», -- заподозрил неладное Михаил Фрадков. И пообещал со значением: «Здесь сложная математика. Взывать к совести уже неэффективно. Будем воздействовать другими методами».
Премьер для лучшего понимания «интриганов» пояснил, что "другие методы" будут «жесткими». Мол, глупостями заниматься не время -- думать надо, на каком сложном политическом этапе мы находимся. Под сложным этапом, видимо, следовало понимать грядущие парламентские и президентские выборы. (Кстати, сам Михаил Фрадков по-прежнему числится наблюдателями среди возможных преемников Владимира Путина.)
Бурная реакция чиновника случилась после того, как глава «Транснефти» Семен Вайншток на вчерашнем заседании правительства попытался объяснить трудности отечественного нефтяного ценообразования. «К нашему сожалению, у нас
не получится снизить давление на Западную Европу нашей нефти. И заставить их убрать дискриминацию в ценообразовании Urals (экспортная марка российской нефти. --
Ред.)», -- начал было г-н Вайншток. Но премьер по своему обыкновению предложил «не заводить рака за камень»: «Все это не очень ясно, Семен Михайлович, так мы с вами дойдем и до цен на бензин». И дошел.
Любопытно, что глава "Транснефти" Семен Вайншток вовсе не имел в виду рост бензиновых цен. Ему всего-то и надо было объяснить членам кабинета, что его компания финансово состоятельна. И что
строительство ВСТО (трубопровод Восточная Сибирь -- Тихий океан) не подорвет финансовую мощь «Транснефти».
На обратном настаивал министр экономического развития Герман Греф. «Пока нет понятного тарифа (на прокачку нефти через российские трубопроводы. --
Ред.)., мы не можем оценить экономику проекта. Насколько осуществимы планы (ВСТО, БТС и другие) компании «Транснефть» с финансовой точки зрения?» -- поинтересовался главный экономист. На что получил однозначное заверение заместителя министра промышленности и энергетики Андрея Дементьева, уже несколько месяцев фактически замещающего министра Виктора Христенко: «У нас ни разу не возникло сомнения. Финансовое состояние компании позволяет реализовать все имеющиеся проекты».
«Надо это где-то черным по белому написать и запомнить. А через телевизор все люди это услышат», -- пообещал премьер. Он приказал «заниматься проектом ВСТО так, чтобы потом бюджет не получил очередную финансовую заявку». «У вас сюрпризов каких-то не появится?» -- переспросил он г-на Дементьева. «Прогнозируемых сюрпризов нет», -- парадоксальной репликой откликнулся заместитель министра. «У нас удорожание проекта. И если мы окажемся у разбитого корыта, то не простим этого ни себе, ни вам», -- предостерег премьер.
Герман Греф потребовал немедленно определиться с тарифом: «У нас огромный срез вопросов, на которые нет ответов. Мы должны считать экономику от добычи нефти. Не понимаю, для чего нам здесь так остро нужна экспертиза промежуточного этапа строительства. Дальше продолжать стройку без внятной экономики нельзя». Глава МЭРТ предложил коллегам для начала «увидеть окупаемость» глобальных трубопроводных проектов.
Премьер министра экономического развития поддержал: «Очевидно, что мы должны ускориться и завершить в третьем квартале наши расчеты». Под конец он решил все-таки несколько поднять настроение г-ну Вайнштоку, заявив: «Транснефть» становится компанией транснациональной, крупной. И мы не будем упускать ее из вида».
Что касается рядовых граждан, им мало дела до финансовой мощи и транснационального статуса "Транснефти". Им главное, чтобы бензин не начал резко идти вверх в цене вслед за зерном. А таких гарантий ни Семен Вайншток, ни Михаил Фрадков, естественно, дать не могут.