|
|
N°4, 14 января 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Перелет и проживание -- бесплатно
На Кубу прибывают самые экзотические «туристы»
Возможно, уже с сегодняшнего дня Красный Крест начнет проверять, гуманно ли обращаются с пленными афганскими талибами, доставленными на американскую базу Гуантанамо на Кубе. Вашингтон не считает задержанных военнопленными, однако обещает соблюдать в их отношении Женевскую конвенцию. Согласно ей пленные могут исполнять религиозные обряды, но лишены права на присутствие адвоката на допросах. Некоторые предстанут перед военным трибуналом, возможно на территории базы, но большинство в конце концов вернут в страну происхождения. Погрузка заключенных в самолет в Афганистане была заснята фотографами и операторами CNN, CBS и The Army Times, что уже вызвало протесты Красного Креста, по мнению которого это нарушило право военнопленных на невмешательство в личную жизнь. «Женевская конвенция запрещает унижающие достоинство фотографии», -- заявил американский контр-адмирал Крейг Куигли, после чего военные власти США попытались запретить появление этих изображений в эфире.
Условия доставки афганцев на «остров свободы» тоже вызвали протест у правозащитников. Заключенные, а это 20 человек, считающиеся самыми опасными, постоянно находились в наручниках на ногах и руках, были распределены по специальным зарешеченным отсекам внутри самолета и пристегнуты к сиденьям. Для оправления естественных нужд их снабдили специальными портативными приспособлениями, кормили их сами конвоиры. Для большей безопасности каждому из заключенных ввели транквилизатор валиум, призванный на 15 часов полета погрузить их в состояние полусна.
В первой группе -- ливиец Аль-Либи, руководитель лагерей подготовки «Аль-Каида», его помощник Абдель-Гади Аль-Ираки, мулла Фазель Мазлум, командующий войсками талибов, мулла Абдель-Салям Заиф, бывший посол талибов в Пакистане, талиб с американским гражданством Джон Уолкер. Как говорят специалисты, база Гуантанамо была выбрана неслучайно. Формально это кубинская территория, арендуемая Соединенными Штатами, поэтому талибы и сторонники Усамы Бен Ладена не смогут подавать апелляции против вынесенных им приговоров в соответствии с американскими законами.
Первых пленных разместили в лагере «Рентген» -- это собаки, колючая проволока, вышки охранников, отдельная внешняя камера для каждого пленного размером 2 на 2,5 метра. Вместимость лагеря 320 человек, но через два месяца будет построен еще один -- «В видимости радара», предназначенный для 500 человек. По словам «руководителя проекта» бригадного генерала Майкла Ленерта, спецподразделение 160, призванное охранять боевиков, сделает их существование на базе «гуманным», но вряд ли «комфортным». Военным США удалось пока захватить 364 человека, подозреваемых в принадлежности к «Аль-Каиде» и движению «Талибан», большинство из них содержатся на базе Кандагар под Кабулом, еще часть на борту штурмового корабля-амфибии в Аравийском море.
Гуантанамо, занимающая площадь в 115 кв. км, расположена в 30 км от одноименного города на востоке Кубы. Это старейшая зарубежная военная база США. Войска впервые оказались там в 1898 году во время войны США с Испанией, а в 1903 году Куба и США подписали соглашение о бессрочной аренде базы. Кубинский лидер Фидель Кастро называет иностранную военную базу «кинжалом, вонзенным в сердце» своей страны. С 1959 года Куба считает, что присутствие военной базы США на ее территории нарушает суверенитет острова. 26 км по периметру базы -- это колючая проволока, мангровые заросли, болота, Карибское море. На ней расквартированы 2700 человек: военные, контрактники, члены их семей. В 1990 году база приняла 10 тысяч гаитянцев, бежавших из страны и подобранных в открытом море американцами, в 1994-м предоставила убежище 30 тысячам кубинцев, на плотах отправившихся во Флориду, но выловленных у побережья США береговой охраной, в 1999 году здесь готовились принять албанских беженцев из Косова (впоследствии от этого плана отказались). Фидель Кастро осудил теракт 11 сентября, но не высказался категорически против использования базы Гуантанамо. Куба не предпринимает никаких дополнительных мер безопасности по периметру базы, окруженной, впрочем, минными полями.
Андрей ЗЛОБИН