На шестисторонних переговорах по корейскому атому в Пекине вчера было решено не устанавливать сроки свертывания ядерных программ Пхеньяна. По словам главного американского переговорщика Кристофера Хилла, в начале года стороны уже пытались установить такие сроки, но выполнены они не были. Вместо этого рабочим группам следовало бы заняться техническими деталями. «Когда мы поймем, как все это будет работать, мы добавим к этому график», -- пояснил Хилл, предположив, что «это вполне можно сделать до конца года».
Сегодня главы делегаций двух Корей, Китая, России, США и Японии, продлившие работу на один день, продолжат обсуждение плана действий нынешнего, второго этапа демонтажа ядерного потенциала КНДР. Он включает декларирование Северной Кореей всех наработок в ядерной области и вывод из строя ее ядерных объектов. Пакет достигнутых в феврале взаимных обязательств предусматривает, что в обмен КНДР получает компенсацию, эквивалентную 1 млн тонн мазута, а также гарантии безопасности в виде нормализации отношений с США, Японией и Южной Кореей.
Свои обязательства на начальном этапе КНДР полностью выполнила. Международное агентство по атомной энергии подтвердило факт остановки и последующего опечатывания под присмотром инспекторов МАГАТЭ пяти объектов в главном северокорейском ядерном центре Енбен.
По мнению российского представителя на переговорах посла по особым поручениям Владимира Рахманина, «сроки не должны быть довлеющими». Ведь предстоит разобраться в деталях: «Что мы, к примеру, понимаем под выведением из строя всех ядерных объектов». США и Япония хотят решить этот вопрос в текущем году, Токио демонстрирует нетерпение -- генсек японского правительства Ясухиса Сиодзаки недоволен тем, что «выполнение предыдущего этапа затянулось на месяцы». Вместе с тем именно позиция Японии стала главной угрозой для успешного решения корейской ядерной проблемы.
Глава японской делегации Кэнъитиро Сасаэ вчера более часа беседовал с главным северокорейским представителем Ким Ге Гваном. После этого МИД КНДР заявил, что ядерная проблема останется неразрешенной «в течение неопределенно долгого времени», если Токио по-прежнему будет отказываться от участия в программах компенсации и «создавать новый кризис». Япония не желает помогать Северной Корее из-за своих граждан, похищенных спецслужбами КНДР в 1970--1980-х годах, но Пхеньян считает эту тему закрытой. Москва призывает не привносить в ядерное урегулирование двусторонние споры.
Сеул вчера заявил, что пришло время перевести межкорейские отношения «на более высокий уровень» и «на этом уровне особо обсудить тему мирного договора», который положил бы конец состоянию войны между двумя корейскими государствами, в котором они формально находятся с Корейской войны 1950--1953 годов. «Она завершилась соглашением о перемирии, подписанным КНДР и командованием китайских добровольцев с командованием сил ООН, под флагом которой воевали американцы», -- напомнил «Времени новостей» старший научный сотрудник Института Дальнего Востока РАН Константин Асмолов. По его оценке, это обстоятельство может «в чисто юридическом плане затруднить заключение как межкорейского договора, так и мирного договора КНДР с США». Эксперт заметил, что третий -- заключительный -- этап, на котором Пхеньян «должен будет сдать расщепляющие материалы и, если она есть, атомную бомбу, станет куда более сложным». «Лучший вариант -- возвращение КНДР в МАГАТЭ и в режим Договора о нераспространении ядерного оружия в качестве ядерной державы, обязавшейся развивать лишь мирную часть своей ядерной программы», -- заключил собеседник «ВН».