|
|
N°4, 14 января 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Нефть в обмен на следствие
Прокуроры взялись за российский ТЭК
Генеральная прокуратура, похоже, решила серьезно проверить работу российского топливно-энергетического комплекса. В прошедшую пятницу советник генпрокурора Владимир Колесников заявил о том, что правоохранительные органы планируют в ближайшее время провести расследование фактов злоупотреблений, касающихся поставок иракской нефти в рамках программы «Нефть в обмен на продовольствие». Какие нефтекомпании подвергнутся проверкам, г-н Колесников не уточнил. Как известно, с иракской нефтью работают подразделения «Роснефти», «Зарубежнефти», «Славнефти», «Транснефти», «Альфа-Эко», «Сибнефти», ЛУКОЙЛа, «Эмеркома» (компании МЧС), «Нафта-Москвы», компания «Машиноимпорт» и др.
Генпрокуратуру беспокоят слишком низкие суммы налоговых отчислений от продажи российскими компаниями иракской нефти. По словам г-на Колесникова, предварительное расследование показало, что в 1997--2000 годах российские нефтяные компании поставили в рамках программы 100 млн т нефти. «По нашим расчетам, поступления валюты на российские счета могли бы составить 15 млрд долл., а фактически составили 300 млн, -- сказал г-н Колесников. -- Где деньги? Помните вопрос президента? Вот и будем искать».
Схема работы с иракской нефтью выглядит так: российское Минэнерго рекомендует Багдаду компании для работы в рамках программы, после чего начинаются поставки. Как правило, говорит аналитик нефтяного агентства Petroleum Argus Михаил Перфилов, российские нефтекомпании занимаются реализацией иракской нефти через свои заграничные структуры. Оплата Ираку идет продовольствием, а разницу компании оставляют себе. Так как в процессе в основном задействованы только иностранные структуры, расчеты через Россию не идут. Именно этим по понятным причинам недовольны государство и Генпрокуратура.
В государственной «Роснефти» газете «Время новостей» заявили, что «вся работа компании, в том числе и по Ираку, абсолютно прозрачна, и если Генпрокуратура захочет провести проверку, необходимые материалы ей предоставят». Кроме того, по словам пресс-секретаря компании Александра Степаненко, о поставках иракской нефти очень хорошо информирован совет директоров «Роснефти», в который в основном входят представители государства.
В «Зарубежнефти» агентству Reuters завили, что к компании никогда не было никаких претензий со стороны Генпрокуратуры по программе «Нефть в обмен на продовольствие», следователи даже не направляли никаких запросов. В пресс-службе «Сибнефти» газете «Время новостей» также заявили, что им ничего не известно о претензиях прокуроров. Советник министра энергетики Алексей Турбин предпочел не комментировать заявление г-на Колесникова. С другими компаниями в выходные связаться не удалось.
Представитель одной из крупных нефтекомпаний, пожелавший сохранить анонимность, полагает, что Генпрокуратура может обрушиться с проверками на мелкие фирмы, работающие в рамках программы. Они зарегистрированы в офшорах, говорит он, и в России вообще налогов не платят. Кроме того, иракская сторона зачастую не соблюдает рекомендации Минэнерго России и включает в программу несогласованные компании, которые полулегально реализуют нефть.
Что касается крупных компаний, то у них, по словам нефтяника, «вряд ли что-то можно найти». Они сейчас работают в рамках этой программы не для того, чтобы заработать деньги, а для того, чтобы получить в Ираке хорошие активы.
Николай ГОРЕЛОВ