|
|
N°126, 19 июля 2007 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
"Я всегда отстаивал телевидение, требующее от автора изобретательности"
Тьерри ГАРРЕЛЬ c 1986 года занимает пост директора документального вещания канала La SEPT и образованного затем на базе La SEPT канала ARTE.
-- Как на базе канала La SEPT создавался ARTE?
-- Я начал работу на La SEPT более двадцати лет назад, в самом начале 1987 года. Каналу тогда было всего восемь месяцев от роду. Его создали прямо перед выборами по инициативе левого правительства (те выборы они проиграли), сам Франсуа Миттеран руку приложил. Формальным же поводом для запуска стало специальное исследование на тему «образовательного и культурного телевидения», осуществленное College de France. Перед командой La SEPT была поставлена задача: развитие европейского кино и поддержка культурных программ. Мы начинали работать в секторе независимого кино. Спутниковое вещание на всю Европу запустили весной 1989-го, а с 1990-го начали вещание на метровом национальном канале France3.
В конце 80-х нам помог выжить программный комитет, в котором тогда работал выдающийся продюсер Анатоль Доман -- один из крестных отцов «новой волны». А в 1990-м в связи с изменениями во французском законодательстве и объединением Германии возникла идея создания нового франко-германского телепроекта. Так в мае 1991-го было объявлено о создании ARTE. Французская его часть была построена на базе La SEPT. Нашей штаб-квартирой стал Страсбург, а финансирование -- то есть оплату вещания, обеспечение технических нужд и средства на работу совместного информационного центра и службы перевода -- Франция и Германия поделили пополам.
На La SEPT мы старались поддерживать любые независимые начинания в области документалистики. И, что важно, никогда не заказывали фильмы самостоятельно: у нас на это не было -- и до сих пор нет -- достаточных средств. Мы лишь участвуем в копродукции. Вкладываем до 50% стоимости фильма, помогаем получить государственную поддержку (как правило, 15% бюджета), а также найти других инвесторов из-за рубежа. Такой подход дал поразительные результаты: каких-то пять-шесть лет -- и мы стали свидетелями расцвета документального кино. Многие режиссеры смогли снять то, что до тех пор казалось немыслимым. Фильмы исторического, антропологического, социального, культурного профиля стали заполнять эфир.
-- Вашу редакторскую политику можно свести к некоей идеологической программе?
-- Мы старались -- и стараемся по сей день -- избегать телепублицистики и репортажа. Мы занимаемся документальным, но кинематографом. С самого начала своей работы мы хотели привлечь в документальное кино людей из других творческих областей -- из изобразительного искусства и игрового кино, литературы и гуманитарных наук -- и тем самым стимулировать возникновение новой французской школы документалистики. А стало быть -- сформировать нового, своего зрителя.
Основной принцип нашей работы формулируется просто: «Мы делаем авторское телевидение». ARTE -- это телевидение авторов, которые стремятся создать на конкретном материале то, что мы между собой называем «умным зрелищем». Это не развлекательное телевидение, не индустрия, репродуцирующая раз и навсегда выбранные, устойчивые форматы. Я всегда отстаивал «уникальное телевидение» -- телевидение, требующее от автора изобретательности в структуре, режиссуре, драматургии.
-- Ваши зрители в разных странах, в частности во Франции и Германии, чем-нибудь различаются?
-- Во Франции нас смотрит от 3 до 4% населения, в Германии -- не больше 1%... хотя там и население больше. 9 млн французов как минимум раз в неделю включает ARTE хотя бы на 15 мин. -- то есть видит хотя бы одну передачу; в Германии этот показатель -- около 3,5 млн. Общей статистики по миру у нас нет, но если учитывать нелегальное вещание и кабельные сети, то число наших зрителей должно приближаться к 20 млн человек. При этом у нас на канале нет рекламы, и деньги идут непосредственно от зрителей, платящих за право смотреть ARTE.
-- Вам не кажется, что, принципиально настаивая на «независимом» кино, ARTE превращается в своего рода резервацию авторской документалистики?
-- С первых дней существования La SEPT нас критиковали, говоря, что мы создаем культурное гетто. Сначала так и было: ссылаясь на наше существование, другие каналы с удовольствием забывали о документальном кино. Они стремились к чистому развлечению публики, и им был интереснее жанр репортажа. Но к середине 1990-х ARTE набрал такие обороты, что даже самые суровые наши критики были вынуждены признать -- получился обратный эффект: увидев, что наши фильмы пользуются успехом у публики, другие каналы тоже обратили внимание на документальное кино. Сначала полнометражные документальные картины начали показывать поздно вечером. А теперь как минимум раз в месяц документальное кино ставят в прайм-тайм трех самых популярных каналов Франции! Благодаря нам огромный успех имели даже те фильмы, в отношении которых раньше неизменно употреблялся эпитет «трудные», -- например, черно-белая пятичасовая картина о буднях одной бостонской больницы «Около смерти» Фредерика Уайзмена.
Антон ДОЛИН