|
|
N°126, 19 июля 2007 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
"В появлении качественной кинопублицистики в России не заинтересован никто"
Ангус МАККВИН -- директор департамента документального кино Channel4, одного из крупнейших и авторитетнейших производителей документального кино в мире.
-- А в чем состоит формат Channel4?
-- Channel4 -- телевидение коммерческое, то есть мы целиком зависим от рекламы и того, сколько людей смотрит ту или иную передачу. Нашего зрителя интересует публицистика, то есть документальное кино, сделанное по горячим следам. Можете назвать это фильмами-расследованиями, фильмами-репортажами. Диапазон тем, которые мы затрагиваем, -- от мужа, избившего жену, до убийства Политковской. Грубо говоря, нас интересуют проблемы, которые важны для всех. Общечеловеческие, глобальные проблемы мы пытаемся рассмотреть в микроскоп, на примере жизни каждого отдельного человека. Мы хотим выцепить из реальности то, чего обычный человек не заметит, пройдет мимо. Когда я снимал свое документальное кино, я работал именно по этим правилам. И мне как-то странно, что многие режиссеры-документалисты почему-то противопоставляют свои творческие замыслы желаниям и нуждам аудитории.
Да, мы развлекаем. Но развлекая, мы привлекаем к экрану новых зрителей, расширяем аудиторию. К тому же наша концепция документального показа не означает ведь, разумеется, что мы отказываемся от серьезной полнометражной документалистики. Хоть мы и показываем такие фильмы реже, чем десять лет назад. Ведь наш зритель молод, и чтобы завлечь его, нужно выдумывать какие-то особенные, недокументальные средства подачи материала. Скажем, мы привлекаем звезд -- недавно на нашем канале вышел очень серьезный фильм о депрессии со Стивеном Фраем (Stephen Fry: The Secret Life of the Manic Depressive). Пятидесятилетний Фрай (между прочим, суперзвезда, британская икона -- перед тем как лечь спать, дети слушают начитанного его голосом «Гарри Поттера») рассказывает о бурной молодости, приступах депрессии и своих попытках свести счеты с жизнью и ведет на ту же тему откровенные разговоры с такими же звездами, как он. Это же страшно интересно -- смотреть, как Стивен Фрай берет интервью у Кэрри Фишер или Ричарда Дрейфусса...
-- Вы много раз были в России, пока снимали свои фильмы. Почему из всех российских документалистов сейчас вы вспомнили именно Сокурова и Косаковского? Это, по-вашему, самые типичные документалисты из России?
-- Мне трудно судить. Но мне кажется, что в России документальным кино до сих пор верховодят «большие» художники и авторы. Это они определяют жанр: говорят, что является документалистикой, а что не является.
-- Это плохо?
-- Плохо, конечно. Ведь «большие» авторы, хотят они того или нет, противопоставляют себя аудитории. Их художественная индивидуальность так сильна, что они не могут работать согласно требованиям зрителей. Попросту говоря, они не хотят завоевать их. И складывается интересная картина. Во-первых, сегодня большинство качественных документальных фильмов из России -- это артхаус, кино для маленькой аудитории. Во-вторых, медиарынок до крайней степени коммерциализован, всем правят рейтинги, а уровень телевизионной культуры при этом низок. И в появлении качественной документальной публицистики не заинтересован никто. Арт-хаусные мэтры на телеканалы не работают принципиально, а тем и горя мало: рейтинги-то их все равно растут... Остается только ждать, что зрителям самим надоест смотреть чушь. И они заставят тех, кто руководит телеканалами, задуматься о том, как вернуть качественное документальное кино на экраны.
|