|
|
N°126, 19 июля 2007 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Азиатская маржа
Туркменистан, Россия и Китай торгуются за 65 долларов
Президент Туркменистана Гурбангулы Бердымухаммедов совершил официальный визит в Китай, в ходе которого, как и ожидалось, подтвердил намерение исполнять обязательства своего предшественника Сапармурата Ниязова по началу поставок в Поднебесную 30 млрд кубометров газа ежегодно. Скончавшийся в конце 2006 года Туркменбаши еще прошлой весной заключил в Пекине генеральное соглашение, которое предусматривает строительство газопровода через Узбекистан и Казахстан в КНР и старт поставок в 2009 году. Это означает, что «Газпрому» все же предстоит приложить значительные усилия в торге с Ашхабадом, для того чтобы сохранить закупки объемов туркменского газа, не говоря уж о более чем туманных перспективах расширения сотрудничества. По крайней мере в обозримой перспективе у Туркменистана нет достаточных возможностей для одновременных поставок 45--50 млрд кубометров «Газпрому» и 30 млрд кубометров китайской госкомпании CNPC.
«Туркмения постарается сделать все от нее зависящее для претворения в жизнь этого грандиозного проекта, чрезвычайно выгодного для обоих государств, -- подчеркнул г-н Бердымухаммедов в Пекине. -- Мы верим, что газопровод будет построен в предусмотренные соглашением сроки. В свою очередь Туркмения гарантирует поставки определенного соглашением объема туркменского природного газа». Однако о сроках строительства и условиях поставок в этот раз ничего не было сказано. Скорее всего потому, что и то и другое будет зависеть от способности России предложить Ашхабаду лучшие условия двустороннего сотрудничества. Пока что новый президент Туркменистана получил от Владимира Путина обещание построить новый Прикаспийский газопровод и содействие в освоении шельфа Каспия. А от китайцев -- инвестиции в геологоразведку и освоение правого берега Амударьи, а также крупный льготный кредит (его размеры не разглашаются).
Стратегическое соглашение о сотрудничестве в газовой сфере, пописанное в 2003 году Путиным и Ниязовым, предполагало, что с 2006 года «Газпром» станет закупать почти весь газ, который Туркменистан будет способен экспортировать. К 2009 году объем поставок должен был вырасти до 80--90 млрд кубометров (с 42--45 млрд, которые сейчас способна транспортировать система «Средняя Азия -- Центр»). Однако подписать долгосрочный контракт с понятной формулой цены и четкими объемами на основе того соглашения «Газпрому» так и не удалось. Более того, ценовые условия корректировались ежегодно, и за несколько лет сотрудничества российская компания стала платить за газ вместо 44 долл. (половина из них бартером) за тысячу кубометров 100 долл. живыми деньгами. Причем у Туркменистана нет альтернативных путей экспорта газа, кроме как через Россию (поставки 5--8 млрд кубометров газа в Иран не в счет).
Сейчас, как утверждают в «Газпроме», действует трехлетний контракт на поставку до 50 млрд кубометров в год по фиксированной цене 100 долл., подписанный главой российского концерна Алексеем Миллером и г-ном Ниязовым осенью 2005 года. Даже если эти условия останутся неизменными (а вероятность того, что Ашхабад потребует увеличения цен со следующего года, весьма высока), то уже через год «Газпрому» придется участвовать в новом «тендере» на продолжение закупок. Вчерашнее соглашение с КНР подтверждает, что Ашхабад «тендер» непременно проведет. А также и то, что CNPC будет очень серьезным оппонентом в этом соревновании. Тем более что перед визитом в Пекин из туркменских источников появилась информация о том, что в ближайшее время соглашение о намерениях по поставкам газа может быть подписано и с участниками проекта Nabucco (газопровод из Турции в Австрию через Болгарию, Румынию и Венгрию).
Следует отметить, что в денежном выражении предмет торга, исходя из существующей конъюнктуры цен в Европе, вычисляется просто. Газ из России по долгосрочным контрактам продается сейчас в Старом Свете по 250--260 долл. Если вычесть из этой цифры транспортные расходы (около 17 долл. по территориям России, Узбекистана и Казахстана и примерно столько же через Украину), норму прибыли (15--20%) и сегодняшнюю цену на туркменской границе, получается, что потенциальный «предмет переговоров» составляет примерно 65 долл. То есть при сохранении конъюнктуры в Европе «Газпром» не сможет покупать туркменский газ дороже 165 долларов.
Многое будет зависеть от того, будет ли Китай готов дать больше «Газпрома». А также от способности Ашхабада и Пекина построить газопровод через Узбекистан и Казахстан. Преимущества России в этой игре -- в наличии готовой газотранспортной системы, а также в традиционной роли «разводящего» на политической арене в регионе.
Алексей ГРИВАЧ