Последний серьезный претендент по покупку госпакета акций авиакомпании Alitalia -- компания AP Holding, представляющая интересы второго на Апеннинском полуострове авиаперевозчика Air One, вчера покинул конкурс, проводимый итальянским правительством. Через несколько часов после этого итальянское правительство закрыло конкурс. Формально оставался еще один участник -- американская инвестиционная группа Matlin Patterson, которая имел право фоомулировать конкурсное предложение до 23 июля. Однако вчера к вечеру организаторы конкурса получили от Matlin Patterson сообщение, что заявки от нее не будет. Зато вчера
новый интерес к Alitalia проявили две крупные авиакомпании, ранее отказавшиеся от борьбы за нее - франко-голландская Air France -- KLM и российский «Аэрофлот». А персонал Alitalia отметился вчера масштабной забастовкой, которая отнюдь не улучшила финансовое положение хронически убыточного национального авиаперевозчика.
Вчера днем, сразу после объявления Air One, министерство экономики и финансов Италии, в чью компетенцию входит приватизация Alitalia, официально заявило, что пока процедура конкурса остается неизменной. Однако, говорилось в этом документе, в свете дальнейших событий глава ведомства оставляет за собой право на любые решения относительно этой процедуры. Министр экономики Томмазо Падоа Скьоппа воспользовался этим правом необыкновенно оперативно. Уже к концу рабочего дня пресс-служба ведомства распространила новое сообщение: конкурс закрывается, о дальнейших решениях министерства и правительства относительно Alitalia будет объявлено позже. Такой исход дела не очень удивил экспертов. Из-за очень жестких приватизационных условий, выдвинутых итальянскими властями, конкурс на разных стадиях покинули все перспективные претенденты, включая российский «Аэрофлот».
Согласно принятым ранее процедурным требованиям, претенденты на госпакет Alitalia должны представить финальное, обязательное с их стороны к исполнению предложение до 23 июля. После отсева остальных участников Air One считалась фаворитом, а Matlin Patterson - аутсайдером. Ранее американская группа уже дала повод думать, что она не видит решения проблем Alitalia. Эта группа, первоначально участвовавшая в конкурсе по Alitalia в составе консорциума с другой американской инвестиционной компанией TPG, уже один раз вместе со своим партнером отказывалась от борьбы
(см. «Время новостей» от 31 мая). Правда, потом Matlin Patterson возобновила свое участие в конкурсе, но уже самостоятельно. Однако финального предложения итальянскому правительству она так и не сделала.
Между тем вчера персонал Alitalia отреагировал на отсутствие прогресса в делах родной фирмы, причем традиционно -- однодневной общенациональной забастовкой. Кстати, именно частые забастовки в прошлом и стали одной из основных причин нынешней убыточности авиакомпании, которая теряет, по оценкам экспертов, по 2 млн евро ежедневно. Вчерашняя забастовка продолжалась восемь часов под лозунгами добиться улучшения условий труда, а также привлечь внимание общественности и властей к неблагополучному положению дел в национальной авиакомпании. Профсоюзные лидеры Alitalia выразили сожаление, что к акции присоединилось лишь меньше половины персонала наземных служб компании. Тем не менее и этого хватило, чтобы задержать в римском международном аэропорту Фьюмичино многочисленные рейсы, причем не только самой Alitalia, но и других компаний, которым она там предоставляет наземное обслуживание. Среди пострадавших, по иронии судьбы, оказалась и авиакомпания Air One, представители которой как раз вчера решили не связываться с покупкой у государства его доли акций Alitalia.
Вчера же для авиакомпании прозвучала еще одна плохая новость. Анонимный представитель Еврокомиссии заявил журналистам, что высший исполнительный орган Евросоюза не позволит больше итальянскому правительству оказать прямую финансовую помощь Alitalia. Правда, последний раз такое разрешение было дано уже довольно давно, в 2004 году. Но вчера Еврокомиссия еще раз подтвердила, что тот случай был-таки последним, других субсидий Alitalia не получит.
В негативном свете всех этих сообщений неудивительно, что котировки акций Alitalia на миланской бирже вчера упали сразу на 10%.
Между тем крупнейшая авиакомпания Евросоюза Air France -- KLM и российский «Аэрофлот» дали понять, что сохраняют некоторый интерес к судьбе Alitalia. Ранее оба авиаперевозчика заявляли о бесповоротном отказе от борьбы за итальянскую фирму. Air France -- KLM пришла к такому решению еще на этапе предварительной подготовки конкурса, в начале этого года. «Аэрофлот» вошел в «короткий список» претендентов на акции компании, однако в конце июня пришел к выводу о нецелесообразности дальнейшего участия в конкурсе на условиях, предлагаемых итальянским правительством. «Наше решение -- окончательное», -- сказал тогда замгендиректора «Аэрофлота» Лев Кошляков
(см. «Время новостей» от 28 июня). Однако вчера он сообщил, что «Аэрофлот» может вернуться на конкурс, если получит новое предложение от местных властей. Днем раньше Air France -- KLM заявила о своей потенциальной заинтересованности в партнерстве с Alitalia, не уточняя желательные формы такого сотрудничества.
Alitalia убыточна уже шестой год подряд. В 2006 году ее убыток достиг 628 млн евро, а долги -- нескольких миллиардов евро. Правительство Италии владеет 49,9% акций Alitalia и желает продать как минимум 39,9% из них, а в идеале -- и весь госпакет.