|
|
N°4, 14 января 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Год активного авторынка
Секонд-хенд торжествует
По итогам прошедшего года можно смело утверждать: такой динамики на автомобильном рынке России еще не было. Одних только новых иномарок продано около 100 тысяч. Но подлинный бум произошел на рынке секонд-хенда: ввезено более 650 тысяч подержанных иномарок -- в четыре раза больше, чем в 2000 году. К этому нужно добавить и рекордные показатели годового выпуска «Жигулей» (765 тысяч).
Подобную динамику рынка вряд ли можно было предсказать заранее, однако постфактум объяснить ее несложно. Во-первых, сказался реальный рост доходов покупателей. Во-вторых -- их возросшие инфляционные ожидания. Слухи о предстоящем повышении пошлин на импортные б/у автомобили, начавшие циркулировать с середины лета, резко форсировали ввоз подержанных авто. Через таможни Владивостока, Калининграда, Санкт-Петербурга в осенние месяцы таких машин проходило в несколько раз больше, чем обычно. В этот поток внес свою лепту и «белорусский маршрут» -- по Минскому шоссе колоннами шли на Москву «бэушки».
Понятно, что при таком спросе росли цены и на подержанные иномарки, и на новые вазовские малолитражки. Стоимость иномарок стала возрастать летом плавно, а к осени уже весьма ощутимо. Так, Audi-80 семи- восьмилетней давности в июле «поднялась» на 4%, в сентябре -- еще на 7%. На модель Hyundai Accent (настоящий «кореец», в отличие от узбекской Daewoo, стоимость которой летом снизилась на 12--15%) цена к осени выросла на 10%. В целом к осени цены на секонд-хенд ведущих западных фирм выросли в среднем на 6--10%. Причем машин с эмблемами фирм Страны восходящего солнца было завезено на Дальний Восток так много, что рост цен на них к декабрю практически остановился, но торговцы остались не внакладе -- в апреле аналогичные модели можно было купить на 10--12% дешевле.
Что ждет авторынок в наступившем году? Можно ли прогнозировать продолжение бума или спрос уже выдохся? Выживет ли секонд-хенд после введения новых пошлин на иномарки, постановление о которых в ближайшее время будет подписано главой кабинета? В нынешнем году российский автопром грозится выпустить 1,1 млн машин. Но емкость рынка явно превышает этот уровень, поэтому ввоз подержанных авто будет продолжаться, хотя прошлогодних рекордов ждать не стоит.
Андрей Кринев, бригадир перегонщиков «бэушек» в Россию из Германии, оценивает ситуацию с рынком секонд-хенда без особого пессимизма: «В предыдущем году гоняли больше пятилетки--семилетки. На десятилетнем старье много не наваришь. Теперь, конечно, придется немного из-за пошлин набросить к цене, но работы у нас вряд ли убавится. Никуда народ от «бэушек» не денется: кто раз за рулем иномарки посидел, в «жигуль» уже не полезет. Так что все будет в этом году почти как и в прошлом».
Вадим Худяков, заместитель главного редактора газеты «Клаксон»: «Ничего коренным образом не изменится, во всяком случае в Москве. Ну, подрастут подержанные иномарки в цене процентов на 10--15. Так тот, кто брал за 6000 долларов, возьмет и за 6500. Как гоняли машины оттуда, так и будут гонять. Хуже будет в Приморье -- там привыкли к дешевым праворулевым машинам. Вот там рынок точно изменится».
Марина Доронина, директор компании Realist.ru:
«Вероятнее всего, после введения новых пошлин повысятся цены на все подержанные иномарки (хотя чем меньше возраст, тем меньше будет повышение цены, а на двух- трехлетние автомобили цены, быть может, вообще не изменятся). Отечественные производители, возможно, повысят цены настолько же, насколько увеличатся цены на подержанные иномарки, а доли на рынке останутся прежними. Хотя сам объем рынка в целом может несколько сократится из-за повышения цен. Но если отечественные производители не поднимут свои цены, тогда соответствующая доля рынка, которую сейчас занимают иномарки старше семи лет (а это, между прочим, 6--7% всего авторынка), перейдет уже к нашим производителям. Это был бы самый благоприятный вариант для потребителей и российской экономики».
Александр ЛИБЕРМАН