Московская городская прокуратура вчера
официально объявила о возбуждении уголовного дела в отношении известного московского адвоката Бориса Кузнецова, обвинив его в разглашении государственной тайны. Это стало возможным после того, как на прошлой неделе Тверской районный суд нашел в действиях защитника признаки преступления, предусмотренные этой статьей. Вина адвоката, представляющего интересы экс-сенатора Левона Чахмахчяна, по мнению правоохранителей, в том, что, он скопировал из уголовного дела секретную справку и направил ее вместе с жалобой в Конституционный суд. Г-н Кузнецов, ожидавший такого неблагоприятного для себя развития событий, назвал все происходящее «местью спецслужб за свою профессиональную деятельность» и заблаговременно покинул страну. Таким образом, г-н Кузнецов стал первым российским адвокатом, которого власти собираются привлечь к уголовной ответственности за разглашение гостайны.
Как уже рассказывала газета «Время новостей», причиной для скандального разбирательства стала справка с грифом «секретно», которую в деле бывшего члена Совета Федерации, обвиняемого в мошенничестве, обнаружил г-н Кузнецов. В этом документе с санкции судьи Верховного суда РФ в рамках проверки оперативной информации о вымогательстве экс-сенатором 1,5 млн долл. у руководства авиакомпании «Трансаэро» давалось право на прослушивание телефонных разговоров сенатора. Адвокат Кузнецов этот документ сфотографировал и отправил вместе с жалобой в Конституционный суд.
По мнению защитника, данная справка являлась доказательством грубого нарушения сотрудниками ФСБ Конституции и других законов. «По закону на члена Совета Федерации и его имущество распространяется неприкосновенность. На тот момент никто его этого права не лишал. Оперативники не имели права прослушивать сенатора, а судья не вправе был давать «добро» на такие действия», -- рассказал тогда Борис Кузнецов «Времени новостей».
Г-н Кузнецов очень удивился тому, что прокуратура нашла в его действиях признаки уголовного преступления: «Во-первых, я направил эту бумагу в Конституционный суд только после того, как прокуратура сама ее рассекретила, чтобы она могла фигурировать в деле как доказательство. Во-вторых, она не может быть секретной по определению, потому что по закону не подлежат засекречиванию сведения о фактах нарушения прав и свобод человека и нарушения законности органами госвласти. В-третьих, я эту справку, в конце концов, не в ЦРУ передал, а в наш российский Конституционный суд. Тогда уж вместе со мной нужно наказывать сотрудников прокуратуры, направивших дело с секретной справкой в обычный Тверской суд, где нет канцелярии по секретному производству».
Эти и другие доводы своей невиновности адвокат Кузнецов вместе со своими защитниками приводил судье Тверского суда. «Прекрасно понимаю, какой будет вердикт. 79-страничный материал проверки прокуратуры мы увидели только во время самого процесса, из-за чего у нас не было времени подготовиться. Заключение о секретности справки составлялось сотрудниками ФСБ, которые, собственно, по нашему мнению, в нарушение законодательства и прослушивали сенатора. Наконец, мы просили прокуратуру ответить на один-единственный вопрос: какой вред своим поступком безопасности страны я нанес? Ответа не получили», -- возмущался г-н Кузнецов.
На оглашение решения суда 11 июля адвокат не пришел. Его защитники сообщили, что г-н Кузнецов из-за сложившейся стрессовой ситуации «немного приболел». Как выяснится позже, он ввиду реальной угрозы уголовного преследования просто уехал из страны. В одном из интервью он объяснил свой поступок тем, что, «находясь за решеткой, не сможет эффективно помогать своим клиентам».
Тем временем во вторник в Московской прокуратуре сообщили, что обвинение г-ну Кузнецову заочно было предъявлено в конце прошлой недели. Заниматься его расследованием будут следователи управления по расследованию преступлений в сфере экономики и должностных преступлений. Эта новость стала полной неожиданностью для адвокатов Кузнецова. «Знаете, нас по этому поводу еще не проинформировали. Вообще это очень странно. Решение Тверского суда не вступило в законную силу, не истек срок его обжалования, однако ретивые правоохранители уже дело возбудили. Такие действия противоречат действующему законодательству, -- сказал адвокат г-на Кузнецова Роберт Зиновьев. -- Ладно бы была объективная необходимость в этом. Когда получим копию постановления о возбуждении уголовного дела, будем ее обжаловать и в суде, и в прокуратуре».