|
|
N°4, 14 января 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Так поступают все мужчины
Бизнес и власть всегда связывают одинаковые отношения
Президента Франции Франсуа Миттерана совершенно не интересовали деньги -- в его кармане никогда не водилось и сотни франков. О том, чтобы именитый политик при необходимости мог расплатиться, на протяжении более чем 20 лет заботилась специальная секретарша. Она регулярно заглядывала в офис государственной нефтяной компании Elf Aquitaine, откуда всякий раз уходила с конвертом наличных. Со временем конверты превратились в чемоданчики.
Так описывает отношения политики и крупного бизнеса человек, который знает об этом все. Книга «Дело Elf, дело государства», вышедшая недавно в Париже, написана журналистом газеты Le Figaro со слов бывшего президента Elf Aquitaine Лоика Ле Флок-Прижана. С мая прошлого года отставной магнат вместе с тремя бывшими заместителями и экс-министром иностранных дел Роланом Дюма отбывает срок за коррупцию.
На рубеже столетий французский энергетический гигант Elf Aquitaine (сейчас он называется TotalFinaElf) превратился в символ теневой стороны жизни европейского истеблишмента. Дело даже не в размерах злоупотреблений (бывали аферы и покрупнее), а в их всеохватном и системном характере. Используя подставных лиц, фиктивные счета и прочие окольные пути, руководство концерна практиковало дачу крупных взяток партиям и влиятельным политикам. По словам Ле Флок-Прижана, на протяжении трех десятилетий нефтяная корпорация была великолепно отлаженной кассой для французских политиков самого разного толка (опекали не только тех, кто находился у власти, но и оппозицию, ведь расстановка сил часто меняется). Приняв на работу любовницу министра Ролана Дюма, Elf получила прямой канал влияния на правительство, который использовала не только для себя, но и для всего бизнес-сообщества. Год назад стало известно, что при посредничестве Elf французская судостроительная компания добилась продажи фрегатов Тайваню, хотя это грозило безнадежно поссорить Париж и Пекин.
Незаконные методы были поставлены и на службу государственным интересам. Так, историю с приватизацией в 1992 году на территории бывшей ГДР нефтекомбината Leuna и сети из 900 автозаправочных станций Minol, с которой, собственно, и началось раскручивание скандала вокруг Elf, экс-президент компании называет важным поручением Франсуа Миттерана. «Мы должны были добиться того, чтобы после падения Берлинской стены именно Франция стала первым иностранным инвестором на востоке Германии. Это продемонстрировало бы силу страны, и этого для укрепления отношений с Парижем (Миттеран долго противился объединению Германии. -- Ред.) хотел и канцлер Коль. Проект Leuna имел огромное политическое значение, и нам с самого начала было ясно, что потребуются и очень большие взятки». Для удачного осуществления сделки на счета подставных фирм в Швейцарии было переведено 256 млн франков. В 1999 году в разгар скандала о незаконном финансировании ХДС афера выплыла наружу, тогда из архивов экс-канцлера бесследно исчезли важные документы о сделке. Канцлеру-объединителю Гельмуту Колю скандал стоил поста почетного председателя партии, депутатского кресла в бундестаге и репутации.
Опыт последнего десятилетия еще раз подтверждает: даже в самых прогрессивных обществах под толстым «культурным слоем» демократии, правового государства и гражданского общества скрываются «исконные» и неизменные принципы взаимоотношений бизнеса и власти. Соблазн воспользоваться связями с теми, от кого зависит принятие решений и формирование правил игры, не исчезает у крупного бизнеса никогда. Будь то американские Enron или Mobil, российский «Газпром», французский Elf, итальянский Fininvest или другой экономический гигант любой другой страны. Тем более что политики слишком уж часто готовы обменять свои возможности на удовлетворение своих же потребностей.
Эпоха глобализации накладывает на эти взаимоотношения свой отпечаток. С одной стороны, стирание границ и барьеров, повышение прозрачности предпринимательства усложняет практику теневых махинаций -- мир становится единым бизнес-пространством. С другой -- вырвавшись за национальные пределы, аферы втягивают в себя огромные деньги, захватывая множество стран, людей и финансовых учреждений. Глобальной экономике -- глобальная коррупция.
Алексей СЛОБОДИН, Игорь МАКСИМОВ