Институт энергетической политики провел исследование потенциала так называемых независимых производителей, которые остаются единственным признаком наличия в нашей стране рынка газа. Как известно, государственные органы впервые за последние годы взялись за проблемы развития газовой отрасли. На фоне
разговоров о дефиците газа в России (самой богатой этим природным ресурсом страны мира правительству пришлось принять серьезные решения о темпах роста цен и переходе на долгосрочные контракты на поставку голубого топлива внутри страны. После чего на чиновников свалилась непосильная ноша -- как эти решения воплотить в жизнь, не покушаясь на «святое» (единство и неделимость «Газпрома») и при этом не усиливая его монополии в энергетическом секторе. Как отметил президент института Владимир Милов на презентации доклада в «Александр-хаусе», работа сделана с целью сделать чиновникам хоть какую-то шпаргалку, чтобы не упустить открывшееся окно возможностей в сфере реструктуризации газовой отрасли. Так, по его словам, в разговоре с руководителем департамента одного из ведомств он услышал вопрос: а есть ли еще в России независимые производители газа? Что лишний раз доказывает потребность в такой шпаргалке.
Г-н Милов специально оговорился, что речь идет не о масштабной идее реформирования, для которой в России по-прежнему нет политических предпосылок, а о конкретных проблемах развития независимых производителей и мер, которые могли бы эти трудности устранить, ведь экономике страны нужен газ, а независимые от «Газпрома» компании обладают солидным потенциалом добычи. В частности, газовый концерн оценивает его в 130--150 млрд кубометров в 2010 году и свыше 200 млрд после 2020 года.
По мнению Владимира Милова, необходимо сосредоточиться на семи направлениях действий -- режиме доступа в трубу, режиме пользования недрами, системе налогообложения, системе ценообразования, развитии мощностей по переработке попутного газа, стимулах для развития переработки конденсата и справедливом участии независимых в экспортных доходах. В каждой из этих сфер возможны шаги, которые могут быть реализованы в существующих условиях монополии «Газпрома» на административный ресурс (в том смысле, что они не вступают в открытый конфликт с интересами концерна).
В сфере доступа речь идет о «проектном управлении» при подключении новых месторождений, когда государство определяет сроки ввода месторождений и контролирует обеспечение «Газпромом» их подключения к единой системе газоснабжения. Из этого также следует изменение в режиме пользования недрами -- лицензии автоматически корректируются, если ввод месторождения откладывается из-за отказа в доступе. Также необходимо принять норму о том, что первооткрыватель запасов газа имеет эксклюзивное право на их разработку, что позволит стимулировать геологоразведку и изменение статуса запасов газа из прогнозных в доказанные. Кроме того, можно было бы обеспечить приоритет доступа сухого отбензиненного газа (продукт переработки попутного нефтяного), коль уж государство сильно озабочено проблемой сжигания ПНГ на факелах.
Тема повышения налога на добычу полезных ископаемых в газовой отрасли остается актуальной, несмотря на то что «Газпром» добился отсрочки принятия решения о его повышении до следующего года. Поэтому г-н Милов предлагает чиновникам не наступать на «нефтяные» грабли и сразу думать о дифференциации ставки в зависимости от сложности добычи газа. Учитывая, что основные запасы независимых производителей «жирный» газ (затраты на добычу которого чуть ли не вдвое больше, чем при освоении простых сеноманских залежей), это также должно помочь раскрыть потенциал этих компаний.
В сфере ценообразования г-н Милов считает возможным введение минимальной базовой ставки при закупке газа у независимых производителей на скважине, которая по мере роста внутренних цен принимает все больший размах. Так, в прошлом году «Газпром» закупил у независимых производителей 9 млрд кубометров природного газа из реализованных ими 50 млрд кубометров.
Допуск независимых к доходам от экспорта должны создать им стимулы для развития добычи вне зависимости от реализации программы роста цен на газ на внутреннем рынке. Сейчас в этой сфере остается неопределенность, считает г-н Милов, ведь в России новое правительство даже при неизменности политического курса выполняет далеко не все решения своих предшественников.