Дальний Восток обзаведется в федеральном бюджете собственной целевой программой развития не раньше 2009 года. К такому выводу пришла на своем вчерашнем заседании государственная комиссия по развитию региона под руководством премьера Михаила Фрадкова.
Писать различные стратегии, казалось бы, стало давно уже привычным делом для нашего правительства. Тем более что никто обычно не проверяет их исполнение.
Но в случае с Дальним Востоком, который президент приказал «поднять», ответственный в кабинете Фрадкова за развитие министр Герман Греф немного спасовал. МЭРТ сделал некий набросок стратегии обустройства
столь сложного и запущенного региона в виде технического задания. А для написания полноценной стратегии г-н Греф предложил отдельный алгоритм. Провести конкурс, на котором «выбрать разработчика» -- «временный творческий коллектив», сделать это к сентябрю. Выделить на подготовку документа 50 млн руб. И далее в течение года этим креативным ресурсом сотворить стратегию. «Быстрее не получится», -- пояснил главный экономист. Во всяком случае, по его собственному признанию, МЭРТ оказалось не под силу за какой-то короткий период времени «увидеть целостную картину развития региона».
«Сами сделать этого не смогли», -- признал Герман Греф. Но общие контуры все-таки набросали. Главная цель стратегии, по словам министра экономического развития, это опережающий экономический рост Дальнего Востока: чтобы догнать и перегнать другие регионы и соседние страны. Здесь главный экономист предложил не стесняться, а действовать как, к примеру, Южная Корея или Китай, («такие документы есть у премьера»), которые не просто пишут сценарии развития, а создают целые «системы защиты и противодействия угрозам со стороны своих конкурентов».
Г-на Грефа в идее проведения «творческого» конкурса никто не поддержал. Кроме его заместителя Виталия Савельева. Он так же активно, как и его патрон, пугал коллег масштабом проекта. «Никто не собирается устраняться, -- обиделся г-н Савельев на замечание участников вчерашнего заседания комиссии, что МЭРТ-де хочет переложить ответственность. -- На наш взгляд, ни одному министерству не под силу. А мы привлечем научный потенциал, региональных специалистов...»
Завязавшийся было спор о творчестве премьер прервал самым "демократичным" способом -- принял единоличное решение, с которым попросил не спорить. «У нас секретов больше, чем в Южной Корее и Китае. И взять да просто так все отдать кому-то на откуп! В конце концов, и режим обеспечить необходимо, -- заметил он. -- Считаю проведение конкурса нереальным... Возьмем у Кудрина (Алексей Кудрин -- министр финансов РФ. --
Ред.) 50 млн, и что-то дальше там само собой получится? Нет!» «Не будем конкурс проводить, -- твердо заявил премьер. -- Коллеги, настоятельно прошу с этим не спорить». И продолжил: «Одна структура такую задачу просто не поднимет. Определим писателей! А круг нам ясен».
В круге том первым номером все равно оказался Герман Греф с МЭРТ. Но г-н Фрадков не стал пугать их ответственностью за всю стратегию. Он предложил сначала «выработать схему по организации работы над стратегией». «Не торопясь, до 1 сентября определить порядок. Потому что мы попадаем в бюджетный процесс все равно не раньше 2009 года. А желание у нас заглянуть до 2025 года», -- пояснил г-н Фрадков.
В погоне за 20-летней перспективой спешить, и правда, никто не хотел. Единственное, что премьер пообещал немедленно, так это разобраться с нерадивыми чиновниками, из-за которых деньги на строительство дальневосточных дорог никак не дойдут по назначению. О чем всех проинформировал г-н Греф. В ответ глава кабинета рассердился: «Тут и лето заканчивается, и зима начинается. Кто-то в засаде ожидает, когда подорвется. Может, Герман Оскарович, пожурить надо кого-то. А может быть, и наказать! Всерьез!»
Под конец приняли еще одно решение без дискуссий. Включили в дальневосточный регион три восточносибирские территории, которые теперь тоже попадут в будущую стратегию: Бурятию, Читинскую и Иркутскую области.