Высшие руководители Франции и Германии договорились вчера в Тулузе об
изменении структуры управления оборонно-космическим концерном EADS и входящей в него гражданской авиастроительной компанией Airbus. На этих предприятиях вводится принцип единоначалия. С момента создания EADS в 2000 году в концерне было два высших должностных лица: по одному от Франции и Германии. Теперь эта схема признана громоздкой и неэффективной. Инициатором перемен была французская сторона, и немецким коллегам пришлось согласиться на реформу. "EADS будет управляться, как обычное предприятие, а не как международная организация. Разногласия между нашими двумя странами в этой области недопустимы", -- заявил вчера президент Франции Николя Саркози после встречи с федеральным канцлером Германии Ангелой Меркель. Он также сообщил, что должность главы EADS будут по очереди занимать представители Франции и Германии, причем срок полномочий каждого из них будет пять лет.
Вчера же были объявлены имена новых начальников (которые, правда, уже трудились на высоких постах в рамках прежней структуры EADS). Единственным исполнительным директором EADS назначен француз Луи Галлуа, который до сих пор был одним из двух исполнительных директоров EADS и одновременно возглавлял Airbus в ранге исполнительного директора. Немец Томас Эндерс, который до вчерашнего дня был вторым исполнительным директором EADS, покидает этот пост и пересаживается в кресло главы Airbus.
Упрощение структуры затронуло и совет директоров EADS. Там тоже было два председателя, теперь остался один -- Рюдигер Грубе. Второй -- французский промышленник Арно Лагардер -- покидает совет. Кроме того, акционеры концерна рекомендовали увеличить количество независимых директоров в составе совета. Решено, что представители двух акционеров -- германского концерна DaimlerChrysler и французской компании Sogeade, освободят по два места в совете директоров. На следующем собрании акционеров на эти места будет предложено избрать четырех независимых директоров. Помимо них в состав совета по-прежнему будут входить два представителя DaimlerChrysler, два -- от Sogeade, один -- от испанской компании SEPI, а также председатель совета и исполнительный директор EADS.
Большинство решений на заседаниях совета директоров EADS будет приниматься простым большинством голосов. Исключение составят вопросы о назначениях на посты председателя совета директоров, исполнительного директора EADS, исполнительного директора Airbus, а также некоторые другие стратегические или инвестиционные решения, включенные в особый перечень. Эти решения могут быть приняты, только если за них проголосуют директора -- представители Sogeade и DaimlerChrysler, независимо от мнения других членов совета.
В то же время исполнительный директор EADS и менеджмент концерна получат больше свободы в ежедневном управлении фирмой. Так, инвестиции объемом меньше 350 млн евро будут исключительно в сфере их компетенции, как и назначения на должности руководителей высшего звена основных дочерних предприятий и подразделений EADS. Назначать исполнительного директора Airbus и членов исполнительного комитета EADS будут исполнительный директор EADS, председатель совета директоров концерна и члены совета.
Реформа управления EADS назревала уже несколько лет, непосредственным поводом для вчерашних решений стали серьезные трудности, с которыми его основное гражданское подразделение -- Airbus -- столкнулось в прошлом году. По техническим и финансовым причинам Airbus отстал от графика проектирования сразу двух перспективных авиалайнеров -- А350 и А380. Этот кризис спровоцировал отставку высших должностных лиц EADS и подтолкнул перестройку структуры концерна.
ФОТО:Луи Галлуа и Томас Эндерс больше не сопредседатели EADS