Время новостей
     N°124, 17 июля 2007 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  17.07.2007
Цена Лугового
Британия высылает российских дипломатов и ужесточает визовый режим
Кабинет нового премьер-министра Великобритании Гордона Брауна показал, что готов к вражде с Москвой. После того как на Даунинг-стрит решили, что британский МИД должен подключиться к следствию по «делу Литвиненко», стало ясно: одними дипломатическими заявлениями дело не ограничится. Так и получилось: вчера министр иностранных дел Великобритании Дэвид Милибэнд объявил депутатам палаты общин британского парламента о карательных мерах против России в ответ на отказ выдать предпринимателя Андрея Лугового, которого королевская прокуратура обвиняет в отравлении полонием бывшего сотрудника ФСБ Александра Литвиненко в британской столице в ноябре 2006 года.

Цена, объявленная Милибэндом Москве за нежелание выдать Лугового, такова. Из Лондона вышлют четырех российских дипломатов, а британское правительство пересмотрит практику выдачи россиянам виз и приостановит переговоры об облегчении визового режима с Россией. Чтобы заполучить Лугового, Великобритания потребует от других стран экстрадировать его в случае появления на их территории. И наконец, Лондон обсудит в рамках Евросоюза будущее отношений ЕС и России. Г-н Милибэнд в курсе, что Конституция России запрещает выдавать своих граждан другим государствам, и порекомендовал Москве ни много ни мало изменить Конституцию.

Вечером ситуацию прокомментировал сам британский премьер, который находился с визитом в ФРГ. Он подтвердил, что стремится к «наилучшим отношениям с Россией». Однако «когда происходит убийство, когда подвергаются риску невинные граждане... когда независимые следственные органы абсолютно ясно говорят о том, что необходимо предпринять в интересах правосудия, и вслед за этим не налаживается сотрудничество, тогда должны быть предприняты необходимые действия», подчеркнул Гордон Браун.

Слова Брауна о стремлении к «наилучшим отношениям» в Москве не могли воспринять иначе как насмешку. Очевидно, что Лондон совершенно сознательно пошел на новое обострение и без того прохладных отношений между Россией и Западом. Возможно, у Брауна не было другого пути, но сути дела это не меняет.

Российский МИД ответил на выступление Милибэнда заявлением, в котором говорится: «Действия официального Лондона похожи на хорошо срежиссированную акцию, цель которой -- сознательно политизировать расследование так называемого «дела Литвиненко», по которому российская сторона всегда была готова сотрудничать, но на строго профессиональной основе». Москва напомнила: «Сама Великобритания многократно отказывала в выдаче граждан других стран, подозреваемых в совершении уголовных, в том числе террористических преступлений. Среди таких «отказников» -- многие граждане России, включая открыто призывавшего к свержению законной российской власти Б. Березовского и пособника международных террористов А. Закаева». На Смоленской площади сделали вывод, что «решение Лондона подтверждает нагнетание в последнее время в общественно-политических кругах Великобритании русофобских настроений, которые теперь перекинулись во внешнюю политику». Сам Андрей Луговой вчера заявил, что решения Лондона «свидетельствуют, что расследование «дела Литвиненко» с самого начала носило политический подтекст».

Министр Милибэнд начал свою речь с того, что Великобритания по-прежнему считает Россию «ключевым международным партнером», с которым Лондон стремится решать «такие приоритетные международные проблемы, как изменение климата, Косово, Иран, мирный процесс на Ближнем Востоке и Судан». Он сказал и о «глобальной роли» России в борьбе с терроризмом, распространением оружия массового уничтожения и прочими всепланетными напастями. А также о «широких культурных обменах» между Великобританией и Россией, о «большой и растущей» двусторонней торговле, о «важном вкладе британских компаний в российскую экономику», а также о желании создать с Россией отношения, построенные «на доверии и взаимном уважении».

Однако все эти приятные слова никого в Москве не обманули. «В Лондоне должны понимать, что провокационные действия не останутся без адекватного ответа и не могут не повлечь последствий для российско-британских отношений в целом», -- говорится в заявлении российского МИДа.

Высокопоставленный источник в российской столице подтвердил вчера информагентствам, что Россия адекватно ответит на решение выслать из Лондона четверых российских дипломатов. «Если Лондон пошел на эту меру, то, основываясь на международной практике, Москва вправе адекватно ответить», -- подчеркнул чиновник, напомнив, что еще в январе 2006 года ряд сотрудников британского посольства в Москве были уличены в шпионской деятельности, но избежали санкций. Глава комитета по международным делам Госдумы Константин Косачев убежден, что Великобритания нарушила свои обязательства по выполнению Венской конвенции о дипломатических сношениях от 1961 года: «Никогда еще на моей памяти никакое государство не высылало из своей страны иностранных дипломатов в качестве меры возмездия, не имея на то сколько-нибудь внятных обоснований, связанных с непосредственной их профессиональной деятельностью».

Британский министр отверг предложения России судить Лугового на родине на том основании, что «ООН, и ЕС выразили свою озабоченность в связи с тем, что закон в России применяется избирательно». Г-н Милибэнд признал, что выдать Лугового не позволяет российская Конституция. Как известно, статья 61 гласит, что «гражданин Российской Федерации не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан другому государству». Однако, по мнению Милибэнда, «эта ситуация не уникальная, и другие страны вносили поправки в свои конституции для того, например, чтобы ввести в действие европейский ордер на арест».

«Если бы англичанам предложили внести поправку в их конституцию, они бы просто подняли на смех, а к нам почему-то выдвигаются такие требования», -- приводит Интерфакс слова ветерана советской разведки Михаила Любимова. Он считает, что к идее Милибанда можно относиться только с юмором: «Конечно, это смешно, потому что совсем не в рамках права. Не знаю уж, сколько здесь армейского юмора, но доля черного юмора присутствует». Что же касается реакции, которую следует проявить российским властям, то Любимов говорит: «Я бы отвечал спокойно, здесь не надо идти на экстремальные действия, надо тоже выслать четырех дипломатов. Столько мы высылали их дипломатов, столько они высылали наших дипломатов, этим мы ничего не докажем...».

«Создается впечатление, что в Москве не хотят понимать всю серьезность происшедшего», -- сказал «Времени новостей» источник британском МИДе. «Гражданин Великобритании (Александр Литвиненко. -- Ред.) был убит в своем городе с помощью радиоактивного оружия. Десятки людей подверглись опасности заражения. Для Британии ситуация из ряда вон выходящая, и правительство не может оставить ее без внимания. К тому же здесь она рассматривается не только в криминальном, но и в политическом аспекте», -- напомнил наш собеседник.

Похоже, что горячность Лондона и ответная реакция Москвы встревожила руководство США. Вчера в Вашингтоне подчеркнуто успокоительно комментировали скандал, предлагая сторонам вернуться к конструктивному сотрудничеству. Хотя и сомнений в том, на чьей стороне в этом споре находится американская администрация, тоже не осталось. «Мы считаем важным тем или иным образом закрыть дело о страшном убийстве г-на Литвиненко, -- сказал официальный представитель Госдепа Шон Маккормак, которого цитирует ИТАР-ТАСС. -- Как полагают органы юстиции Соединенного Королевства, дело (в отношении Андрея Лугового. - Ред.) - убедительное и опирается на улики. Они хотят передать это дело в суд. Экстрадиция г-на Лугового является одной из процедур, которые необходимо выполнить для начала судебного процесса. С точки зрения юстиции важно, чтобы по этому делу между Россией и Великобританией было налажено сотрудничество».

Резкое обострение российско-британских отношений пока не сказалось на рядовых гражданах двух стран. За пару часов до выступления министра Миллибэнда корреспондент «Времени новостей» побывал на Пикадилли - той самой знаменитой лондонской улице, где в суши-баре Itsu были обнаружены следы полония. Хотя улица эта очень коротка (около километра в длину), в движущихся по ней толпах корреспондент газеты насчитал как минимум 6 групп людей, говорящих по-русски. Лидия Симбирцева из Красноярска, владеющая там собственной химчисткой, с готовностью рассказала, что зашла в Лондоне в несколько аналогичных заведений и получила массу полезной информации: «Поразительно приветливые и доброжелательные люди. Очень тепло говорили о русских, желали нам успехов. Один мужчина даже поздравил меня с сочинской Олимпиадой. Очень трогательно».

В районе Ноттинг-хилл корреспондент «Времени новостей» заглянул в гостиницу, часто принимающую гостей из России. «Мне совсем не нравится эта истерия по поводу выдачи Лугового, -- сказал замдиректора отеля Ричард Кросби. -- Будет очень обидно, если кризис негативно скажется на туризме. Ведь у нас с русскими нет практически никаких разногласий. В большинстве своем они культурные европейцы, разделяющие западные ценности. Конечно, было бы хорошо, если бы Москва выдала этого подозреваемого. Уверен, что суд над ним был бы справедливым и открытым. Но даже если этого не произойдет, надо обязательно попробовать сохранить добрые отношения».

Вдова Александра Литвиненко Марина высказала полное одобрение действиям британских властей. «Я в высшей степени благодарна британскому правительству за сегодняшнее выступление Дэвида Милибанда, -- приводит РИА Новости ее заявление. -- Я призываю российское правительство сделать то, что необходимо и подчиниться требованию об экстрадиции».

Зураб НАЛБАНДЯН, Лондон, Петр ИСКЕНДЕРОВ
//  читайте тему  //  Cмерть Александра Литвиненко