Время новостей
     N°124, 17 июля 2007 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  17.07.2007
Экспонаты руками трогать
Московскому телефону 125 лет
12 июля в московском Политехническом музее открылась выставка «Связь поколений. Поколения связи». Проект приурочен к не слишком круглой дате, которую решено тем не менее объявить юбилеем, -- 13 июля 2007 года исполняется 125 лет московскому телефону. «Данный выставочный проект уникален, -- полагает генеральный директор ОАО МГТС Алексей Гольцов. -- В нем объединились компании, которые представляют все ключевые сегменты современных телекоммуникаций». В действительности выставка представляет собой бенефис «Система Телеком» (АФК «Система»), в которую входят компании МГТС, МТС, «Комстар -- Объединенные телесистемы», «Комстар-Директ», «Скай Линк» и МТТ. Единственным непричастным к «Системе» экспонентом стала шведская Ericsson, исторический партнер московской телефонной сети.

Основная задача выставки -- привлечь внимание к телекоммуникационным услугам компаний холдинга и реклама новых сервисов. «Система Телеком» воспользовалась 125-летием московского телефона, чтобы напомнить общественности о своем существовании. Что, впрочем, вполне оправданно. Вспомнить хотя бы о борьбе между МТТ и «Ростелекомом» за кошельки потребителей услуг дальней связи. Многие из которых и не подозревают о том, что рынок дальней связи в этом году стал конкурентным и что существует альтернатива традиционной «восьмерке», через которую граждане испокон веков звонят в другие города.

Выставка, однако, получилась любопытной. Во всяком случае, она лишена главного недостатка всех музеев: экспонаты здесь можно (и нужно) трогать руками. С целью убедиться в том, что они работают.

Первая в Москве телефонная станция открылась 125 лет назад на Кузнецком мосту в доме купца первой гильдии К.А. Попова. Строила и эксплуатировала городскую телефонную сеть Международная телефонная компания Белла. Того самого, который запатентовал технологию аналоговой телефонной связи. В июле 1882 года «Московские ведомости» публикуют первый абонентский список из 26 номеров, куда входят Страховое общество, ведущие московские театры, крупнейшие рестораны и банкирские дома, а также частные лица -- известнейшие и богатейшие люди того времени. Через год, в мае 1883-го, в Москве уже 272 абонента. К 1895 году это число выросло почти в шесть раз.

В 1901 году, по окончании полномочий Международной компании Белла, концессию на обслуживание москвичей телефонной связью выиграло русско-датско-шведское телефонное общество. «Датским» общество стало исключительно для того, чтобы заручиться поддержкой августейших особ: императрица Александра Федоровна происходила из датской королевской семьи. Телефонный бизнес и тогда был чрезвычайно прибылен. Абонентская плата для обладателей первых телефонных номеров составляла 79 руб. в год. Это были немалые деньги (рекламный слоган того времени «Квас сладкий -- копейка кружка, кислый -- на копейку две!»). Потребность Москвы конца XIX -- начала XX века в телефонной связи господин Эрикссон просчитал с удивительной точностью: к 1917 году в Москве было 55 тыс. абонентов при общей емкости системы в 60 тыс. номеров. В 1916 году российское правительство выкупило телефонную компанию за фантастическую сумму в 34 млн руб., однако из-за традиционной нерасторопности отечественной бюрократии эти деньги не достались ни российским, ни шведским коммерсантам -- революция случилась раньше.

История телефонизации Москвы оживает перед глазами стараниями работающих на выставке девушек, одетых в платья «телефонных барышень» конца позапрошлого века. Кстати, о барышнях. Персонал дореволюционных телефонных станций набирали исключительно из девушек дворянского сословия, преимущественно из семей обедневших дворян (у этой категории граждан не было проблем с дикцией и правильной устной речью). Девушки должны были быть высокими и длиннорукими, чтобы могли дотянуться до самых верхних гнезд коммутатора. Размах рук должен был быть не менее 152 см. Девушки обязательно должны были быть незамужними. В компании считалось, что девушка не может работать продуктивно и одновременно думать о муже и семье. График работы был крайне напряженным, и правило «незамужности» соблюдалось без исключений. Если уже работающая барышня собиралась замуж, то представители компании знакомились с будущим супругом и выдавали свое квалифицированное заключение. Если личность претендента компанию устраивала, то девушку благословляли на замужество и тут же увольняли, выплачивая щедрое выходное пособие. Кодекс поведения был жестким: минимум общения с клиентом, но позвонивший должен был чувствовать, что девушка ему рада и улыбается.

Первые телефонные аппараты изготавливались из металла и дерева. Позже корпуса начали прессовать из черного бакелита, далекого предка пластмассы. Попытки изменить цвет порошка, служившего сырьем для производства бакелита, предпринимались, однако удачными не были -- они снижали прочность материала. По этой причине черный цвет на много лет стал обязательным «атрибутом» телефона. Только в 50-х годах прошлого века компания «Эрикссон» выпустила свой знаменитый аппарат «Кобра» в разных цветовых исполнениях, дизайн и технологии изготовления которого пытались копировать многие производители, в том числе и в России.

Уникальный телефонный аппарат, совмещенный с радиоприемником, стал экспонатом музея в прошлом году. Услышав про акцию «Обменяй свой старый телефоны на новый», житель Москвы принес это устройство на выставку «СвязьЭкспокомм-2006», не подозревая, что его аппарат стоит много дороже любого современного. Кстати, радиоприемники в современные мобильники начали встраивать всего несколько лет назад. Проживут ли эти трубки 50 лет -- большой вопрос.

Московским таксофонам пытаются найти новые применения -- оборудуют считывателями банковских карт, возможностью принимать звонки и отправлять SMS-сообщения. Но телефонные будки по большей части пустуют. Хотя во время дождя ими охотно пользуются любители поболтать по собственному мобильному. Возможно, эта ставшая обычной практика натолкнула на мысль оснастить таксофон модулем беспроводной сети Wi-Fi с возможностью оплаты телефонными картами МГТС. В результате такой интеграции с помощью таксофона можно будет сходить в Интернет. Тогда МГТС получит хоть какие-то деньги за использование таксофона и кабины.

Таксофон Wi-Fi, как и прочие, не менее любопытные экспонаты выставки «Связь поколений. Поколения связи», можно трогать руками и пробовать в действии. Экспозиция невелика, ее можно осмотреть менее чем за час. Имеет смысл это сделать. Посетителю кажется, что в стенах Политехнического музея, рядом с фрагментами систем связи из прошлого и позапрошлого веков, современные телефоны и компьютеры чувствуют себя лучше, чем в павильонах ежегодных московских индустриальных выставок, посвященных телекоммуникациям.

Сергей ПОТРЕСОВ