Время новостей
     N°124, 17 июля 2007 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  17.07.2007
Делай как Рамзан
Президент Ингушетии отобрал "Единую Россию" у политического конкурента
Президент Ингушетии Мурат Зязиков сделал стремительную партийную карьеру в «Единой России». Вступив в партию всего месяц назад, 15 июня, в минувшее воскресенье он уже возглавил ее республиканское отделение. Скорость, с которой г-н Зязиков взошел по партийной лестнице, не означает, однако, что восхождение было легким.

16 июня, буквально на следующий день после получения президентом партбилета, в Назрани состоялась конференция регионального отделения, на которой г-на Зязикова должны были ввести в состав ингушского политсовета «Единой России». Самого президента на собрании не было. Когда же счетная комиссия стала подводить итоги, обнаружилось, что за Мурата Зязикова проголосовало всего 20 делегатов из 145. Глава регионального отделения Мухарбек Аушев убедительно попросил товарищей по партии вернуться к рассмотрению вопроса, и в итоге со второй попытки президент вошел-таки в политсовет.

Еще через пару дней, 18 июня, в Назрани собрался уже политсовет «Единой России», который должен был обсудить рекомендацию федерального партийного руководства о назначении президента главой региональной ячейки. Соответствующее решение, однако, принято не было: партийцы сослались на то, что еще не получили ответа на свой запрос в ФСБ о том, является ли гражданин Зязиков действующим сотрудником этой организации. Напомним, до избрания президентом Мурат Зязиков работал в органах госбезопасности Ингушетии, а затем Астраханской области, где получил генеральский чин. Голосование отложили до получения справки, что, разумеется, вызвало неудовольствие в Москве: ингушскому политсовету рекомендовали не нарушать партийный устав.

Часть республиканских наблюдателей сделала вывод о том, что партийные затруднения президента вытекают из его конфликта с главой ингушской «Единой России» Мухарбеком Аушевым -- депутатом Госдумы и предпринимателем, который еще на президентских выборах 2002 года конкурировал с Муратом Зязиковым. 11 июля стало известно, что Мухарбек Аушев сложил свои полномочия: место лидера регионального отделения стало вакантным. А 15 июля региональная конференция ингушских единороссов выбрала г-на Зязикова руководителем отделения.

Ряд наблюдателей полагает, что за истекший месяц администрация президента Ингушетии чуть ли не заново составила партийные списки. Впрочем, актив ингушской «Единой России» составляет около 6 тыс. человек, и полностью переписывать его списки было в общем-то необязательно. Куда важнее для правильного исхода воскресного голосования была отставка прежнего руководителя. «Мое вступление в политическую партию «Единая Россия» продиктовано не сиюминутным посылом, а является выверенным решением, принятым с позиций прежде всего государственного человека и гражданина РФ», -- пояснил президент Ингушетии свой внезапно проявившийся интерес к партийной жизни. До сих пор глава республики по примеру главы государства оставался беспартийным, хотя также называл себя «государственным человеком».

Не исключено, что избрание «государственного» Мурата Зязикова партийным лидером принесет идейную пользу региональному отделению «Единой России». К тому же местные наблюдатели полагают, что в последнее время Мухарбек Аушев стал уделять недостаточно внимания партийному строительству, и замена оказалась вполне своевременной. Передача партийного руководства президенту выглядит органичным элементом концепции «партийных губернаторов», продвижение которой началось минувшей зимой с другой северокавказской республики -- Адыгеи.

Сообразуется она и с политической практикой соседней Чечни, где «Единую Россию» возглавляет президент Рамзан Кадыров. Летом 2005 года г-ну Кадырову, к слову, тоже пришлось фактически отбирать партийное руководство у влиятельного и амбициозного политика, бывшего полевого командира Руслана Ямадаева, который, как и Мухарбек Аушев, заседает в Государственной думе.

Но хотя президенты Чечни и Ингушетии одинаково объявляют себя «людьми Путина», имиджевые успехи г-на Кадырова явно превосходят успехи г-на Зязикова. Ингушский президент, хотя и не претендует, как его чеченский коллега, на глобальное расширение полномочий, в течение долгого времени оставался последовательным противником инициатив полпреда главы государства в Южном федеральном округе Дмитрия Козака по поводу введения внешнего финансового управления в беднейших республиках, к коим, по статистике, относится Ингушетия. Немало проблем с ингушским руководством у полпредства возникло и в процессе урегулирования последствий осетино-ингушского конфликта, который в республике упорно отказываются считать разрешенным.

В плане отчетности о борьбе с боевиками Чечня и Ингушетия словно поменялись ролями: в годы активных боевых действий Ингушетия оставалась островком мира на краю воронки войны, а теперь террористические новости чаще приходят именно оттуда. В начале июля, к примеру, группа боевиков подвергла ракетному обстрелу расположение 503-го полка внутренних войск МВД РФ в ингушской станице Троицкая. Успех силовиков, в середине июня этого года ликвидировавших в Сурхахи полевого командира, полного тезку первого президента Ингушетии Руслана Аушева, привел к митингу протеста местного населения. А среди похищенных боевиками с марта числится дядя президента -- Урусхан Зязиков. Вероятно, усилия по его освобождению могут активизироваться после замены министра внутренних дел -- 7 июля Беслана Хамхоева сменил его первый заместитель Мусса Медов.

Ингушские оппозиционеры предполагают, что приход Мурата Зязикова в партию негативно скажется на ее имидже и результат «Единой России» на предстоящих в декабре выборах регионального парламента и Госдумы рискует оказаться ниже предыдущего (на выборах ингушского парламента 2003 года «ЕР» получила около 37% голосов. -- Ред.). Срыв же выборов, с их точки зрения, поставит под угрозу само существование Ингушетии, которая может быть «укрупнена» с Чечней по советскому образцу при молчаливом согласии руководства.

Президент Зязиков, впрочем, не раз подчеркивал свою приверженность идее самостоятельности Ингушетии. Возглавив партию, он, вероятно, напротив, рассчитывает обеспечить ей более весомое большинство на будущих выборах, а себе по результатам этих выборов -- более надежное политическое будущее. В конце концов, президент едва ли хочет, чтобы на следующем переутверждении его кандидатуры произошла бы такая же обструкция, как на июньской партконференции. А лояльность парламента зависит от того, сколько и каких именно депутатов проведет туда «Единая Россия». К слову, «Справедливую Россию» также не забыли в плане административной подготовки к предстоящим выборам в региональный и федеральный парламенты: один из лидеров ингушского отделения «Справедливой России» Мусса Евлоев с мая возглавляет республиканский избирком.

Иван СУХОВ
//  читайте тему  //  Партстроительство