Восторгаться по поводу решительности России, которая
приостановила свое участие в Договоре об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ), вряд ли разумно. Да, договор устарел. Да, он практически не действует. Да, он не всеми ратифицирован. Да, у Москвы есть претензии к его исполнению некоторыми новыми странами НАТО. Но любое действие надо рассматривать в контексте поведения страны на международной арене, ее объективных политических и экономических интересов. В таком контексте мораторий на участие в ДОВСЕ со стороны России не просто решительность. Это пугающая решительность. И не меньшая глупость, чем намерения США разместить ПРО в Чехии и Польше.
Впрочем, ошибки Америки -- дело самой Америки, мы живем в России, и нас должно больше интересовать, что и зачем делает наша собственная власть. Интересно, хоть один способный думать своей головой россиянин (военных мы в расчет не берем, им всегда нужны угрозы, чтобы государство давало больше денег, тут Пентагон и российский Генштаб близнецы-братья) верит в то, что американские радары ПРО в Польше и Чехии на самом деле угрожают безопасности России? В чем угроза? Говорят, американцы будут просматривать нашу территорию? Так и у нас при желании есть способы просматривать американскую, если это нам так нужно. Штаты получат возможность перехватывать наши ракеты? Можно подумать, мы собираемся пулять ракетами по Западной Европе. Или все-таки собираемся? Никаких объективных причин нервничать по поводу размещения эшелона ПРО США недалеко от российских границ у России нет. Не будет Америка на нашем веку воевать с Россией, как и Россия с Америкой.
Опять же, как нахваливали Москву поклонники нынешней российской власти за смелые предложения по совместному использованию с американцами Габалинской РЛС в Азербайджане или по созданию российско-американской ПРО на еще не построенной станции в Армавире. Но словно забыли, что предшествовал этим предложениям широко разрекламированный испытательный пуск новейшей российской ракеты СС-24. Как раз такой ракеты, от которых-- только иранских -- Америка удумала (никто ведь не говорит, что это разумное решение) защищать себя радарами в Польше и Чехии.
Иными словами, мы сначала ракетным пуском доказываем, что готовы ввязаться в новую гонку вооружений, потом пытаемся убедить американцев отказаться от своих милитаристских планов, а теперь опять указом о приостановлении участия в ДОВСЕ подтверждаем собственные амбиции.
Почему именно сейчас нам так резко перестал нравиться договор, подписанный 17 лет назад, еще на излете существования СССР? Нас раздражает увязка западными партнерами вывода российских войск из Грузии и Приднестровья? Так мы все равно выводим их, о чем сами каждый раз напоминаем Западу. Мы опасаемся военной мощи бывших партнеров по соцлагерю? Или искренне верим, что, если США разместят военную базу у наших границ, резко возрастет угроза их нападения на Россию? Но такой угрозы нет в природе.
Нельзя демонстрировать политическую решительность исходя из ложного восприятия действительности. Именно такие действия привели США к краху в Ираке. Но нам-то зачем уподобляться тем, кого мы критикуем за подобную политику? ДОВСЕ не мешает России разумно развивать свои Вооруженные силы. А вот похороненная в России реформа армии -- мешает. Американские радары в Польше и Чехии не повод россиянам просыпаться среди ночи в холодном поту в ожидании военного светопреставления. А милитаристский угар, которым все отчетливее отдает наша официальная риторика, -- повод для беспокойства.
В России слишком много бедных, слишком мало хороших дорог, слишком недоступное жилье, чтобы вновь тратить гигантские деньги на "бряцание военными мускулами". Давайте сначала достигнем экономического уровня США, а потом будем тягаться с ними ядерными боеголовками и упражняться в политической решительности.