Россия и Венесуэла оказались, по крайней мере отчасти, политическими союзниками, в том числе и в борьбе с "однополярным" миром. Возможно, свою роль сыграло и сходство между лидерами двух стран -- Владимиром Путиным и Уго Чавесом, использующими личную харизму и большую популярность у населения для проведения "государственнического" курса во внешней и внутренней политике.Похожие страныВенесуэла и Россия при всех различиях в размерах территории и численности населения -- однотипные страны. Обе входят в число крупнейших в мире производителей и экспортеров углеводородного сырья. Обе давно сидят на "нефтяной игле", обеим не удается диверсифицировать экономику. Основной источник их валютных поступлений -- продукция топливно-энергетического комплекса. Благоприятная конъюнктура на мировых рынках обеспечивает им высокие доходы. Это объективно предопределяет заинтересованность в тесном сотрудничестве, в выработке единой политики в этой сфере.
Молодые президентыСегодня во главе России и Венесуэлы стоят люди одного поколения, почти одногодки. Путину неполных 55 лет, Чавесу -- 53. Оба имеют немало общих черт -- и чисто внешних, и поведенческих. Уго Чавес и Владимир Путин оказались на вершине пирамиды власти практически одновременно, на стыке тысячелетий -- один в феврале 1999 года, а другой в начале следующего, 2000-го. Оба сравнительно молоды, энергичны и динамичны, примерно одного роста и телосложения, коренасты. Они родились в сравнительно малообеспеченных семьях.
Оба выходцы из силовых структур -- Чавес армейский подполковник, Путин полковник КГБ. Оба заядлые спортсмены -- один увлекается бейсболом, другой дзюдо и горными лыжами. Чавес с детства мечтал стать профессиональным игроком. В России не все знают, например, что по завершении официального визита на Кубу в ноябре 1999 года он в роли капитана вывел на зеленый газон стадиона бейсбольную сборную своей страны.
Оба склонны к экстравагантным и эпатажным поступкам. Путину нравится выходить на крейсере в открытое море, наблюдать за стрельбами на полигоне, управлять трактором в поле. Чавес не прочь щегольнуть в форме десантника с краповым беретом, появиться в ней в общественных местах и в высоком присутствии, как бы подчеркивая непоколебимую решимость сражаться с врагами и непременно победить их.
Гражданам России надолго запомнились слова Путина о том, что власти станут «мочить бандитов в сортире». Или двусмысленное предложение об обрезании, публично прозвучавшее в адрес французского журналиста на одной из пресс-конференций. Уго Чавес накануне референдума 1999 года, обращаясь к своим оппонентам, восклицал: «Они визжат, как поросята, когда их затаскивают в грузовик».
Рукопожатие через океанЛичное знакомство глав государств состоялось в 2000 году в Нью-Йорке, в дни работы «саммита тысячелетия». Отнюдь не случайно в числе трех латиноамериканских президентов, с которыми тогда встретился Владимир Путин, оказался Уго Чавес. Видимо, сыграли свою роль не только рекомендации советников. Как скажет впоследствии венесуэльский президент, тогда это произошло, видимо, на уровне подсознания. С этого момента лидеры двух стран имели представление друг о друге не понаслышке, из средств массовой информации и конфиденциальных источников, а визуально, что порой важнее сотен справок и аналитических записок.
Уго Чавес приехал в Россию с официальным визитом в мае 2001 года и стал первым латиноамериканским главой государства, посетившим нашу страну после избрания Владимира Путина президентом. Первые минуты встречи в Кремле отличались особой эмоциональностью. Сразу же после теплого и крепкого рукопожатия Чавес сказал, что он счастлив, горд, взволнован. Путин преподнес коллеге только что изданный в переводе на русский язык дневник предтечи латиноамериканской независимости -- уроженца Венесуэлы Франсиско де Миранды, побывавшего в России в 1786--1787 годах. Такое нетрадиционное начало -- непринужденный блицобмен репликами, казалось бы, давнишних друзей -- создало неформальную обстановку в преддверии переговоров как в узком, так и в расширенном составе.
Приватная беседа двух первых лиц, состоявшаяся под занавес визита, продолжалась долго. В итоге венесуэльский президент на заключительной пресс-конференции сказал, что возник «стратегический союз, который, несомненно, окажет влияние на геополитику».
Чавес вновь побывал в России в октябре того же 2001 года. Рабочая поездка оказалась скоротечной. Она произошла сразу же после саммита АТЭС в Шанхае. Путин принял коллегу спустя лишь считаные часы по возвращении на родину. Его визави, тоже немало времени проводящий в дороге, остановку в Москве сделал по пути из Тегерана в Лондон. Столь незначительный интервал между встречами свидетельствовал об интенсивности личных контактов президентов. Впоследствии Чавес еще трижды посещал Россию. В последний раз в конце июня нынешнего года, прямо накануне саммита Путин--Буш.
Стиль и методы правленияПутин и Чавес -- ярко выраженные государственники. Они последовательно ратуют за увеличение роли государства во всех сферах жизни: экономической, политической, социальной, культурной, информационной. Наиболее точно специфику их подхода к этой, по сути, ключевой проблеме отражает фраза Уго Чавеса: «Столько государства, сколько необходимо, и столько рынка, сколько возможно». По форме -- попытка поиска гармонии между рынком и государством. А по сути -- декларация явного преимущества государства перед частной инициативой.
И в России, и в Венесуэле определились приоритеты государства по отношению к интересам личности. При анализе модели поведения обоих президентов складывается впечатление, что они склонны рассматривать государство не как совокупность институтов, стоящих на службе общества и зависимых от него, а в качестве некоего самодостаточного существа, идентифицирующегося лишь с одной реальной властной структурой.
Реформы политической системыРоссия и Венесуэла по своему государственному устройству являются федеративными республиками с весьма обширными президентскими полномочиями. Но эти полномочия, по мнению первых лиц, недостаточны для претворения в жизнь задуманного.
Поскольку Уго Чавес пришел к власти под лозунгом необходимости принятия нового основного закона Венесуэлы и кардинальной реорганизации государственных институтов, он в кратчайшие сроки добился разработки и одобрения конституции, фактического роспуска высшей законодательной и судебной инстанций и последующей релегитимизации власти всех уровней. Оттеснив тем самым на задний план прежнюю политическую элиту. Ныне верхняя палата парламента упразднена за «ненадобностью».
Путин, как известно, начал свое президентство со строительства жесткой вертикали власти, с деления страны на семь административных округов и назначения туда своих представителей, наделенных высоким статусом и широкими правами.
Затем Путин приступил к реорганизации Совета Федерации, постепенно урезая полномочия регионов в пользу центра. Совет Федерации формировался автоматически из числа глав администраций и законодательных собраний субъектов федерации, и Путин реформировал верхнюю палату весьма своеобразно. Тогдашних сенаторов он заменил их представителями, фактически же снизил уровень представительства, сведя на нет значимость и авторитет этой структуры. Таким образом, оба президента пошли по пути простых решений, которые не всегда лучшие, поскольку лежат на поверхности. Чавес вообще ликвидировал сенат, а Путин низвел этот орган до положения послушного инструмента в руках исполнительной власти.
Все указанные выше меры, а также ряд других служат несомненным свидетельством постепенной перестройки государств, их превращения в жестко централизованные, унитарные.
В качестве утешительного приза главам регионов Путин создал наделенный консультативными функциями Государственный совет. Сходная структура, с несколько иной конфигурацией, предусмотрена новым основным законом Венесуэлы.
Административный ресурсИ Путин, и Чавес умело использовали и продолжают использовать имеющийся в их распоряжении административный ресурс. В ходе избирательных кампаний 2000 года Владимир Путин и Уго Чавес действовали практически по единой схеме. Первый -- в качестве исполняющего обязанности президента, а второй -- избранный в декабре 1998 года и добивавшийся релегитимации спустя 18 месяцев. Они ездили по регионам, выступали перед потенциальным электоратом задолго до начала официальной кампании, многократно появлялись на экранах телевизоров по бесчисленным информационным поводам. Иными словами, с толком распорядились своим служебным положением, записали себе в актив все то, что было недоступно их конкурентам. Соперникам же чинились всевозможные препятствия, ставились различные препоны, в частности ограничивалось проведение агитационных мероприятий строго очерченными рамками. Аналогичная картина наблюдалась и в последующих избирательных президентских кампаниях.
Всерьез и надолгоСудя по многим признакам, оба главы государства намерены обосноваться на вершине власти всерьез и надолго. Спустя 12 месяцев после избрания Чавеса президентом, в декабре 1999 года на референдуме одобряется новая конституция. В ней наряду с другими предусматривались две принципиальные поправки. Во-первых, президент получал право на переизбрание немедленно по окончании предыдущего мандата, во-вторых, увеличивалась продолжительность его полномочий с пяти до шести лет. Кроме того, в связи с проведением внеочередных всеобщих выборов в июле 2000 года и победой на них Чавеса период его мандата стал отсчитываться уже с января 2001 года. Победа на выборах в декабре 2006 года является своеобразной заявкой для пребывания на олимпе власти вплоть до 2013 года.
Теперь Уго Чавес вознамерился продлить свои полномочия на неопределенный период, подведя под это теоретическую базу. Он сказал: «Полагаю, если народ пожелает, его нельзя лишать права переизбирать любого соотечественника в третий, четвертый, пятый или шестой раз, чтобы тот мог управлять государственным кораблем». Парламент уже готов поддержать соответствующие поправки в конституцию и вынести их на референдум.
В свою очередь в России все отчетливее звучат голоса о том, что для успешной реализации программ президента отведенного Конституцией времени явно недостаточно. На разных уровнях запускаются пробные шары с целью зондажа общественного мнения. К тому же Владимир Путин недавно высказался на сей счет, говоря о желательности продления мандата главы государства до пяти или даже до семи лет. Более того, опираясь на вердикт Конституционного суда, он дал зеленый свет на пролонгирование полномочий главам ряда регионов. В правящих кругах обеих стран постоянно муссируется идея о том, что нынешние президенты по своей сути являются общенациональными лидерами, с именами которых связаны кардинальные изменения. Соответственно они должны оставаться как можно долго на вершине пирамиды власти.
В России новая волна разговоров о необходимости сохранения Путина во власти порождена правом Сочи провести зимнюю Олимпиаду-2014. Несколько российских политиков уже заявили, что видят нынешнего президента не только руководителем оргкомитета Олимпиады, но и страны. Тем более что российская Конституция запрещает главе государства баллотироваться лишь на третий срок подряд. А "третий срок через срок" легитимен.
Ставка на людей в погонахИ в России, и в Венесуэле укрепление президентской власти происходит за счет ослабления остальных ее ветвей. Все они функционируют с оглядкой на главу государства. У президентов явная тенденция к продвижению на руководящие должности, в том числе и выборные, людей в погонах, заполонивших структуры власти и в центре, и на местах. Главы государств в равной мере озабочены прочностью собственных тылов, лояльностью ближайшего окружения, они регулярно осуществляют перестановки и рокировки в силовом блоке правительств, выдвигая лично преданных людей.
Путин развернул фронтальное наступление на «олигархов», пытаясь оттеснить их от рычагов политической, да и экономической власти. В свою очередь Чавес вступил в жесткое противостояние с руководством Федерации торговых и промышленных палат и ассоциаций, непрерывно наращивает давление на капитанов бизнеса.
Оба президента фактически проводят реприватизацию нефтяной отрасли. Правда, в Венесэуле в отличие от России национализация объявлена официально.
Средства массовой информацииНалицо сходство или тождество подходов к видению такой сферы, как национальная безопасность. В России обнародована доктрина «информационной безопасности». Она преследует цель более пристально следить за информационными потоками, направляя их в нужное русло, положить заслон на пути распространения западных стандартов поп-культуры. Аналогичные меры принимаются и в Венесуэле. В парламенте одобрен законопроект «О социальной ответственности радио и телевидения», который оппозиция именует «законом-кляпом».
У обоих президентов складываются весьма своеобразные отношения с массмедиа. В адрес последних постоянно раздаются нарекания в искаженном освещении действительности, в стремлении представить в невыгодном свете действия властей, акцентировать внимание на промахах и ошибках. Чавес обвиняет большинство средств массовой коммуникации в «проведении террористической кампании против боливарианской революции». Свобода слова и печати формально сохраняется. Но испытывает на себе жесткий прессинг. Недавно власти Венесуэлы исключительно по политическим соображениям отказались продлить лицензию на вещание старейшему и популярному частному телевизионному каналу, выходившему в эфир с 1953 года. Обе страны тратят немалые средства для улучшения своего имиджа за рубежом, создают специальные телевизионные каналы, ведущие передачи на иностранных языках.
Внешняя политикаУ обоих президентов имеются точки совпадения во взглядах на международную ситуацию, на исключительную важность создания многополярного мира. Россия и Венесуэла разделяют мнение о необходимости противостоять мощи и влиянию США в мире. Глава венесуэльского государства не скрывает восхищения мюнхенской речью Путина, полностью разделяет его позицию по Косово, а также неприятие размещения Соединенными Штатами элементов системы ПРО в Восточной Европе.
Владимир Путин на Петербургском экономическом форуме в июне 2007 года резко критиковал МФВ и Всемирный банк за несоответствие вызовам времени. В свою очередь на Южноамериканском энергетическом саммите, проходившем в апреле нынешнего года, Чавес заявил о намерении своей страны порвать с этими организациями.
Выступая на российско-венесуэльском бизнес-форуме, проводившемся в Москве в июне 2007 года, Уго Чавес подчеркнул: «Венесуэла для Америки, так же как Россия для Европы и Азии, является источником снабжения газом и нефтью». И еще одно сходство между странами узрел венесуэльский лидер: «Россию и Венесуэлу роднит то, что они возрождаются, встают с колен».