Член правления РАО «ЕЭС России», председатель совета директоров «Интер РАО ЕЭС» Андрей Раппопорт наконец осуществил свой давний проект -- экспорт электроэнергии из Молдавии в Румынию. Еще в 2003 году он говорил,
что РАО должно выходить с поставками на европейский рынок -- прежде всего в Румынию и Болгарию, а также в Турцию.
На турецком направлении активно работа ведется через активы «Интер РАО ЕЭС» в Грузии, а на балканском до сих пор были политические проблемы: Молдавская ГРЭС, подконтрольная «Интер РАО», расположена на территории Приднестровья, и Молдавия не разрешала транзит энергии по своей территории. Но 22 июня к Владимиру Путину приезжал молдавский президент Владимир Воронин. И, как говорит источник «Времени новостей», близкий к руководству ГРЭС, именно на этой встрече "вопрос был решен". В минувшую субботу, как сообщили «Времени новостей» в «Интер РАО ЕЭС», был подписан соответствующий контракт, а вчера начались первые поставки.
«Интер РАО» стало контролировать Молдавскую ГРЭС в 2003 году, купив у частных акционеров сначала 51% акций, а затем и оставшиеся 49%. До этого РАО и «Газпром» безуспешно пытались участвовать в приватизации ГРЭС. Синергия двух монополистов заключалась в том, что газовый концерн смог бы вернуть себе долг Молдавии и в дальнейшем смог бы поставлять газ на ГРЭС, не опасаясь задержек в оплате. РАО же получило бы доступ на перспективный рынок, где сложились достаточно высокие цены на энергию, в результате чего рентабельность у Молдавской ГРЭС была бы пусть невысокой, но все же положительной. В дальнейшем «Интер РАО» собиралось провести модернизацию ГРЭС стоимостью 30 млн долл. со сроком окупаемости в шесть лет, что позволило бы ежегодно экспортировать в Румынию и Болгарию до 5 млрд кВт ч энергии.
Но альянс проиграл приватизационный конкурс, а «Газпром» в итоге стал самостоятельно работать с руководством Молдавии. РАО же тем не менее стало собственником электростанции и начало ее модернизацию.
Тем временем, конфликт между Приднестровьем и Молдавией усиливался, и ГРЭС стала его непосредственным участником. В 2005 году электростанция объявила о повышении цен на электроэнергию -- из-за того, что «Газпром» поднял цену на газ с 57 до 86 долл. за тысячу кубометров. Кишиневу предлагалось платить по 4,08 цента за кВт ч вместо прежних 3,05 цента за кВт ч. Правительство г-на Воронина отказалось от такой цены, и в результате поставки энергии были прекращены. Но Кишинев договорился об импорте украинской электроэнергии по 2,35 цента за кВт ч в 2005 году и 2,9 цента за кВт ч в 2006 году. Сейчас переговоры идут о повышении цены до 3,1 цента за кВт ч.
На Молдавской ГРЭС тем временем из 12 энергоблоков общей мощностью 2100 МВт работали максимум два, но обычно -- один. Они снабжали энергией исключительно Приднестровье (и иногда Одесскую область). Параллельно г-н Раппопорт вел напряженные переговоры о транзите энергии в Румынию через территорию Молдавии. При этом Кишинев свой отказ мотивировал плохим состоянием высоковольтных ЛЭП. Ведь с 1986 года, когда прекратились поставки энергии в балканские страны, линии практически не ремонтировались, а население на многих участках разворовало провода. Но все же не на всех и не полностью, а потому после небольшого ремонта ЛЭП удалось ввести в строй. За чей счет он был проведен, в «Интер РАО» вчера не смогли уточнить. Впрочем, возможно, в относительном порядке находятся две ЛЭП напряжением 110 кВ каждая, о работоспособности которых в 2001 году говорила румынская сторона. Представитель компании Борис Зверев сообщил, что «Интер РАО» осуществило лишь ремонт распределительных сетей, непосредственно примыкающих к станции. По его данным, все работы по модернизации ГРЭС и примыкающих к ней линий обошлись в 160 млн долларов.
В итоге, по словам г-на Зверева, со вчерашнего дня в Румынию на так называемый энергоостров (территория, примыкающая к Молдавии, которая не имеет сетевых связей с энергосистемой страны) поставляется мощность в 70--90 МВт в зависимости от времени суток, и в дальнейшем она будет наращиваться (то есть минимальный годовой объем поставок -- 613,2 млн кВт ч). Ни сумму контракта, ни с кем он заключен, ни объемы поставок, ни условия транзита по Молдавии г-н Зверев не сообщил, сославшись на коммерческую тайну. При этом он сказал, что контракт заключен на один год с возможной пролонгацией, и подтвердил информацию «Времени новостей» о том, что себестоимость электроэнергии, вырабатываемой на Молдавской ГРЭС, составляет около 4 центов за кВт ч. Кроме того, указал он, на экспорт работает не газовый энергоблок, а угольный (пока используются запасы угля на станции, а в перспективе ГРЭС планирует закупки у местных поставщиков). «Газпром» поставляет газ в Приднестровье по условным ценам, -- сказал г-н Зверев, -- поэтому, если бы мы стали отбирать больше газа, чтобы экспортировать электроэнергию, это вызвало бы вопросы».
Как известно, «Газпром» не дает газ на уже построенный второй энергоблок Северо-Западной ТЭЦ, так как считает, что она должна работать на внутреннем рынке, а не поставлять энергию в Финляндию -- иначе газовому концерну, поставляющему в Финляндию газ по европейской цене, приходится там конкурировать с российскими энергетиками, получающими газ по внутрироссийским тарифам. И в Румынии могла сложиться похожая ситуация. Впрочем, пока электроэнергия поставляется лишь на энергоостров, поэтому реальной конкуренции с «Газпромом» в этой стране пока нет. Да и цена энергии явно не низкая, как в случае с Финляндией.
Однако планы «Интер РАО ЕЭС» все же распространяются дальше этого острова. Компания намерена полностью загрузить Молдавскую ГРЭС и добиться-таки экспорта в остальную часть Румынии, а затем и в Болгарию. Впрочем, этот проект -- дело весьма далекого будущего. Прежде всего из-за энергоизолированности прилегающей к Молдавии территории, ведь необходимо модернизировать весьма немалый объем энергосетевого хозяйства. Кроме того, нельзя однозначно спрогнозировать, будут ли рентабельны поставки с Молдавской ГРЭС. Ведь если в Румынии они еще могут приносить прибыль, то в Болгарии, которая делает ставку на атомную энергетику и строит с помощью российских компаний крупную АЭС «Белене», все не так однозначно. Особенно с учетом того, что 40-процентной долей в «Интер РАО ЕЭС» владеет «Росэнергоатом». Да и «Газпрому» опять-таки вряд ли будет нужна конкуренция с фактически российскими же энергетиками. Получить комментарии в концерне по этому поводу вчера не удалось.