Пожизненного лишения свободы в колонии особого режима потребовало гособвинение для бывшего сотрудника безопасности ЮКОСа Алексея Пичугина на начавшихся в минувшую пятницу в Мосгорсуде прениях сторон по его делу. Г-на Пичугина обвиняют в совершении по приказу его начальства -- главного акционера нефтяной компании Леонида Невзлина -- серии покушений и убийств ряда лиц, которые якобы становились помехой в деятельности руководства ЮКОСа.
За «мокрые» дела ЮКОСа Алексея Пичугина судят уже в третий раз. Свой
первый срок (20 лет) он получил по приговору Мосгорсуда, вынесенному на основании вердикта присяжных в марте 2005 года. Тогда он был признан виновным в организации убийства тамбовского предпринимателя Сергея Горина и его супруги Ольги, а также в покушении на сотрудницу «Менатепа» Ольгу Костину и бывшего сотрудника ЗАО «Роспром» Сергея Колесова.
Через некоторое время Генпрокуратура предъявила ему новые обвинения:
в убийстве в 1998 году мэра Нефтеюганска Владимира Петухова, владелицы московского магазина «Чай» Валентины Корнеевой (в помещении ее магазина банк «Менатеп» собирался разместить свой собственный офис) и в двух покушениях на управляющего австрийской компании «Ист Петролеум Хандельсгез м.б.Х.» Николая Рыбина (предъявившего ряд судебных исков о взыскании ущерба, причиненного его фирме незаконной деятельностью ЮКОСа). Кроме того, г-ну Пичугину пришлось во второй раз отвечать перед судом за покушение на Сергея Колесова.
На скамье подсудимых бывший сотрудник ЮКОСа на этот раз был не один. Вместе с ним судили пятерых предполагаемых исполнителей этих кровавых преступлений -- Геннадия Цигельника, Михаила Овсянникова, Владислава Левина, Владимира Шапиро и Евгения Решетникова. Суда присяжных никто из обвиняемых не захотел, и дело рассматривалось профессиональным судьей Мосгорсуда единолично.
Генпрокуратура сумела доказать вину подсудимых, но приговором в итоге осталась недовольна. Пятеро подельников г-на Пичугина в августе прошлого года получили различные сроки в зависимости от степени их участия в совершении покушений и убийств -- от 7,5 до 19 лет лишения свободы. А их «работодатель»
по совокупности с первым своим приговором получил 24 года колонии строгого режима. Гособвинение расценило такое наказание как слишком мягкое и подало протест в Верховный суд (ВС). То же самое сделали и адвокаты г-на Пичугина, в очередной раз попытавшись добиться прекращения уголовного дела за отсутствием в действиях их подзащитного состава преступления. Но ВС предсказуемо встал на сторону обвинения и в конце февраля этого года вернул дело на новое рассмотрение в Мосгорсуд, согласившись с тем, что наказание было несоразмерно содеянному. При этом остальным осужденным ВС оставил приговор в силе.
Один из адвокатов г-на Пичугина, Георгий Каганер, тогда предположил, что Генпрокуратура, угрожая его подзащитному пожизненным сроком, таким образом пытается надавить на него и добиться того, чтобы он дал признательные показания на свое руководство. Прежде всего
на Леонида Невзлина, которого обвинение считает основным заказчиком всех связанных с ЮКОСом убийств и покушений и выдачи которого несколько лет безуспешно пытается добиться у Израиля.
На повторном процессе в Мосгорсуде г-н Пичугин на скамье подсудимых был уже один. Свою вину в предъявленных ему обвинениях он не признал.
В минувшую пятницу судебное следствие было завершено, и суд перешел к прению сторон. Первым выступил гособвинитель Генпрокуратуры Камиль Кашаев. Он еще раз перечислил все собранные его коллегами и представленные суду доказательства, которые, по его мнению, должны подтверждать вину Алексея Пичугина в совершенных им преступлениях. «Прошу назначить Пичугину наказание в виде пожизненного лишения свободы с отбыванием в колонии особого режима», -- заявил прокурор в финале своего выступления. Помимо этого, по мнению гособвинения, суд должен будет удовлетворить гражданские иски, заявленные в ходе процесса потерпевшими на общую сумму 37 млн рублей.
Примечательно, что г-н обвинитель, несмотря на свое требование навсегда лишить бывшего сотрудника ЮКОСа свободы, напомнил суду о необходимости учитывать смягчающие вину обстоятельства -- наличие у подсудимого двух малолетних детей и его положительную характеристику. Именно это, кстати, стало причиной назначения ему в августе 2006-го по совокупности двух приговоров «всего» 24 лет лишения свободы.
Теперь 17 июля со своей заключительной речью в прениях выступит защита, а потом очередное последнее слово будет предоставлено подсудимому Пичугину. И тогда уже суд удалится на вынесение приговора.