КНДР заявила об остановке ядерного реактора в обмен на деньги из России и южнокорейский мазут
Накануне начинающегося в среду, 18 июля, очередного раунда шестисторонних переговоров по ядерной проблеме Северной Кореи (
они идут в Пекине с 2003 года) из Пхеньяна приходят обнадеживающие вести. Вчера северные корейцы наконец
допустили инспекторов Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) на ядерные объекты в Енбене, что в 60 км к северу от северокорейской столицы. А ведь этих же самых инспекторов Пхеньян выдворил в декабре 2002 года.
Более того, МИД КНДР сообщил вчера, что деятельность пятимегаватного реактора и завода по переработке плутония приостановлена. Инспекторы, уже приехавшие в Северную Корею, сейчас проверяют эту информацию. Примечательно, что их приезд совпал по времени и был обусловлен доставкой в Северную Корею первой партии мазута в качестве помощи со стороны Южной Кореи, но фактически всего международного сообщества. США уже выразили осторожный оптимизм насчет событий в Северной Корее, а известный американский дипломат Кристофер Хилл завтра будет в Пхеньяне.
Еще в феврале
на предыдущем раунде шестисторонних переговоров в Пекине (в них участвуют Россия, Китай, США, Япония, Южная Корея и Северная Корея) было решено, что северные корейцы в обмен на гарантии безопасности, нормализацию отношений с США и Японией, а также помощь, эквивалентную 1 млн тонн мазута, ликвидируют все свои ядерные программы. Первый шаг -- остановка и опечатывание под контролем МАГАТЭ северокорейских ядерных объектов, за что Южная Корея бесплатно поставит северянам 50 тыс. тонн топлива.
По оценке генерального директора МАГАТЭ Мухаммада аль-Барадеи, на монтаж контрольного оборудования на реакторе, который ведут десять его подчиненных, уйдет до месяца, причем техническая возможность вновь запустить реактор сохраняется. МИД России, назвав остановку реактора «позитивным фактором», тем не менее осторожно заметил, что Москва ждет официального заключения МАГАТЭ. Что касается возобновления сотрудничества КНДР с МАГАТЭ, на Смоленской площади считают, что в этом деле «не должно возникать каких-либо подозрений, равно как и самоуспокоенности».
Посол по особым поручениям Владимир Рахманин, который на этой неделе возглавит российскую делегацию в Пекине, напомнил вчера, что благоприятный фон для переговоров был создан и благодаря усилиям России -- с ее помощью в конце июня решился вопрос о северокорейских счетах на 25 млн долл. в банке китайского Макао. По настоянию США, обвинивших Пхеньян в противоправной финансовой деятельности, эти средства были заморожены осенью 2005 года. Это затормозило переговоры почти на полтора года, после чего в начале октября 2006-го КНДР в знак протеста объявила об успешном ядерном испытании. В прошлом месяце Москва вернула Пхеньяну его деньги через хабаровский Далькомбанк. На такой шаг из опасений американских санкций больше никто не отважился.
Отметил г-н Рахманин и положительную роль Южной Кореи, доставившей в субботу северянам морем первые 6,2 тыс. тонн топлива. Пхеньян заявил вчера, что энергетические поставки «не благотворительность, а компенсация за остановку ядерных объектов»: и то и другое осуществляется по февральской договоренности. Работа же на этих объектах представителей МАГАТЭ «не инспекция, а проверка и наблюдение». Дальнейшее урегулирование «зависит от выполнения другими пятью странами -- участницами шестистороннего процесса своих обязательств в соответствии с принципом «действие на действие». Особо важно то, «какие меры примут США и Япония в смысле отказа от враждебной политики в отношении КНДР».
В Москве прекрасно осознают сложность обстановки, в которой любые резкие действия сторон в любой момент могут пустить шестисторонние переговоры под откос. Недаром глава МИД России Сергей Лавров призвал их участников «строго руководствоваться коллективным планом урегулирования» и «не привносить в них вопросы, касающиеся двусторонних отношений того или иного государства с Пхеньяном».
«Первым подводным камнем для переговоров» старший научный сотрудник Института Дальнего Востока РАН Константин Асмолов в беседе со «Временем новостей» назвал позицию Японии. Она «активно разрабатывает тему своих граждан, похищенных северокорейскими спецслужбами в 1970--1980-х годах. Пхеньян считает эту тему закрытой, и Токио отказывается участвовать в программах помощи». Другим возможным препятствием могут стать крупномасштабные военные маневры, которые США ежегодно осенью проводят на территории Южной Кореи. «Север их воспринимает как отработку планов войны и может жестко потребовать их прекращения. А США на это, видимо, не пойдут, что скажется на темпах нормализации отношений с КНДР», -- говорит собеседник газеты.
Кроме того, по оценке г-на Асмолова, северокорейскому руководству будет трудно разрушить основы собственной пропаганды, отказавшись от ядерного статуса, ведь ранее народу постоянно говорили: «Мы на всем экономили, но атомную бомбу для самообороны сделали».