|
|
N°123, 16 июля 2007 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Копье -- мое
Безопасность проведения крупных спортивных соревнований заключается не только в недопущении попыток зрителей пронести на арены взрывоопасные предметы или в предотвращении возможных терактов. Заботиться нужно и о безопасности самих спортсменов непосредственно в процессе состязаний.
Разумеется, полностью избежать травм, и порой крайне опасных, в большом спорте невозможно. Слишком опасно это занятие само по себе. Но есть случаи, когда соблюдение элементарных норм безопасности гарантирует сохранение жизни и здоровья спортсменов, а несоблюдение, напротив, чревато большими неприятностями и даже трагедиями. Тем скандальнее выглядит случай, приключившийся в конце минувшей недели на третьем этапе главного коммерческого соревнования современной легкой атлетики -- «Золотой лиги» -- в Риме.
Этот город принимал у себя и легкоатлетические чемпионаты мира, и летнюю Олимпиаду. Да и этап "Золотой лиги" проходил здесь не впервые. Стало быть, у организаторов подобных состязаний в Вечном городе достаточно опыта, чтобы не совершать детских ошибок при проведении турниров высшего ранга. Тем не менее такая ошибка, едва не оказавшаяся роковой, была совершена.
Копье со смещенным центром тяжести появилось после того, как в 1984 году германский копьеметатель Уве Хон метнул снаряд на 104 м 80 см, побив мировой рекорд почти на 10 м. Тогда организаторы турниров резонно посчитали, что, если копье способно лететь на такие гигантские расстояния, есть угроза безопасности зрителей, сидящих вблизи от мест, куда снаряд приземляется. Но в новом копье, которое из-за смещенного центра тяжести летит не так далеко, таятся другие угрозы. У него гораздо менее предсказуемая траектория движения, и, если снаряд сорвался с руки атлета, он может полететь в непредвиденном направлении. Именно такой бросок случайно получился в Риме у одного из сильнейших копьеметателей мира финна Теро Питкямяки. Копье вроде бы летело далеко и внутри траектории сектора, но затем резко сорвалось в сторону и попало... в бок французскому прыгуну в длину Салиму Сдери. К счастью для Салима, его травма оказалась не очень серьезной. Хотя атлета увозила "скорая", экстренно прибывшая прямо на стадион.
Это поистине дикий случай: организаторы не изолировали сеткой сектор копьеметателей от сектора для прыжков в длину. Причем Сдери в момент, когда копье вонзилось ему в бок, сидел спиной к снаряду на скамеечке, спокойно ожидая своей очереди совершить следующую попытку. То есть находился в месте максимального скопления прыгунов во время соревнований. В свою очередь, прыжковый сектор располагался в непосредственной близости от беговой дорожки, где в этот момент женщины бежали 5 километров.
Состязания с другими, гораздо более тяжелыми, чем копье, и не менее опасными снарядами -- диском, ядром и молотом, к счастью, теперь всегда выносят в покрытые специальной защитной сеткой сектора. Да еще и стараются, чтобы в момент проведения этих стартов не соревновались представители прыжковых или беговых дисциплин. Теперь, похоже, устроителям легкоатлетических турниров предстоит задуматься о более четкой защите других спортсменов от копьеметателей.
Большой спорт, увы, не обходится без трагедий. Есть ситуации, когда трагическую случайность действительно нельзя предусмотреть и предотвратить. Так было, например, когда на Универсиаде в начале 80-х годов прошлого века прямо во время прыжка с трамплина погиб советский прыгун в воду Сергей Шалибашвили, ударившись головой о трамплин из-за ошибки в соскоке с него. Или когда прямо на чемпионате мира случайно закололи насмерть (попав в единственную не защищенную амуницией точку на теле) великого рапириста Владимира Смирнова. В результате непредотвратимой случайности погиб чешский хоккеист Людек Чайка, которому шайба попала в голову, и вратарь футбольного ЦСКА Сергей Перхун, столкнувшийся с форвардом команды-соперницы Будуном Будуновым в чисто игровом эпизоде. Но тем важнее стопроцентно исключить вероятность трагического исхода там, где это возможно сделать.
Поэтому хочется надеяться, что Международная федерация легкой атлетики отреагирует на римское ЧП с копьем столь же быстро и радикально, как это случилось после знаменитого броска Уве Хона. Зрители хотят зрелищ, спортсмены жаждут устанавливать рекорды. Но здоровье тех и других -- дороже.
Семен Новопрудский