|
|
N°123, 16 июля 2007 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Интеллектуальный протест
О книге Игоря Эйдмана «Прорыв в будущее: социология интернет-революции»
Социолог Игорь Эйдман написал интересную книгу. Интересную не только потому, что в ней много новых оригинальных идей, но и потому, что автору удалось до конца быть последовательным, верным своей методологии, своим подходам к анализу социальных процессов, что удается отнюдь не каждому.
Надо отдать должное Игорю Эйдману за его прямоту -- он не побоялся уже на первой странице первой главы изложить свое понимание человека в духе французских материалистов XVIII века: «Человек есть машина для реализации биологически предопределенного набора мотивов».
Автор пишет, что генетически обусловленные инстинкты определяют «ограниченный набор простых мотивов поведения человека». Эти мотивы в аспекте целей социального поведения превращаются в «конкретный набор первичных ценностей», реализация которых ведет к повышению социального статуса индивида. Набор этих ценностей (потребностей) в общем традиционен и сам по себе не вызывает возражений: материально-физиологические потребности, потребности во власти, свободе, престиже, творчестве, самореализации, потребность в передаче потомкам достигнутого социального статуса и другие.
Противоречивость существования индивида в социуме состоит в том, что он не осознает или осознает в неправильных, превращенных формах свои биологически предопределенные социальные потребности, ориентируется, по словам автора, на созданные другими индивидами ложные «маяки». Под этими «маяками» понимаются различные формы идеологии, теории более частного плана, призывы, культивируемые стандарты массового поведения, мода и т.д. Все это создается отдельными социальными группами -- элитами, которые сумели осознать свои истинные интересы и не позволяют с помощью своих фантасмагорических построений сделать то же самое другим слоям общества, не дают им реализовать свой «основной социальный инстинкт» -- стремление к повышению социального статуса.
Самое интересное и глубокое, на мой взгляд, в книге Эйдмана начинается тогда, когда автор оставляет в покое свое материалистическое понимание человека и переводит свой анализ на уровень более конкретных вопросов социальной регуляции общества. Именно тогда провозглашенный автором «рациональный взгляд на жизнь» дает продуктивные аналитические результаты.
Понятие манипуляции является одной из основных идей в книге. Хотя специально этот вопрос рассматривается только в пятой главе («Социальная сущность манипуляции и эксплуатации»), однако фактически с первых страниц книги автор использует это понятие в качестве главного методологического инструмента. Постепенно, шаг за шагом, понятию манипуляции придается все более и более глобальный смысл, через него рассматривается исторический процесс, в котором манипуляция выглядит как основной закон взаимодействия социальных групп и индивидов.
Все, что препятствует реализации генетически предопределенных потребностей и вытекающих из них эгоистических рациональных интересов индивида, является инструментом манипуляции. Все, что подавляет природный эгоизм человека в пользу коллективных интересов, есть манипуляция. Социальное манипулирование -- это намеренное создание иллюзорного, ложного восприятия жизни у других людей для достижения собственных целей. Манипуляция -- это попытка заставить делать человека то, что не в его интересах.
Очевидно, что главная ценность для автора -- человеческая личность. Главная цель анализа -- вскрыть социальные причины, которые сковывали на протяжении всей истории и продолжают сковывать творческие возможности индивида, препятствуют самореализации человека. Когда Игорь Эйдман выходит на этот аспект рассмотрения общественных явлений, его текст приобретает глубину и силу.
Лично я воспринимаю книгу Эйдмана как «интеллектуальный протест» против социальных механизмов, препятствующих развитию человеческой индивидуальности. Этот протест порожден противоречиями современного информационного общества.
Основная мысль автора заключается в том, что западная цивилизация, хотя и построена на рационалистических принципах, на самом деле в настоящее время не является «рациональной» в том смысле, что содержит в себе скрытые «иррациональные» структуры, которые создают препятствия для творческой самореализации личности. Дело усложняется тем, что наличие этих препятствий не признается западными демократиями. Они убеждены в том, что через институт прав человека создали общество равных возможностей. Но если западные демократии не являются полностью рациональными, значит, они и не являются полностью свободными, что бы они сами о себе ни говорили и ни думали. Организация западного общества на полностью рациональных целях, «рационализация общественного сознания» -- это, по мнению автора, задача будущего.
Что касается нынешнего положения дел, то манипулятивный социальный обмен между индивидами присутствует практически во всех сферах современного общества: в политике, экономике, торговле, в сфере финансово-денежных отношений, в межэтнических отношениях, в сфере национального самосознания, в массовой культуре, в СМИ и т.д.
Автор пишет, что развитие рыночной экономики создало целый набор институтов с новой функцией -- определять потребительское поведение индивида. Это реклама, маркетинг, брендинг, пиар, корпоративная культура и т.д. Интересно написан раздел о частной собственности как «базисном институте социальной манипуляции в современном обществе», здесь описаны уже более сложные механизмы манипуляции общественным мнением со стороны собственников. Мне нравится, что Игорь Эйдман не боится реанимировать такие понятия, как «эксплуатация», «эксплуататоры» и «эксплуатируемые». С их помощью ему удалось показать изнанку многих мифов современного общества потребления.
К сожалению, автор становится менее убедительным, когда он уходит от конкретного анализа социальной структуры общества, где чувствует себя вполне уверенно, и стремится распространить свою методологию на религиозную сферу. Религия как форма общественного сознания наравне с культурой и наукой требует иных, более соответствующих предмету рассмотрения методов познания. Понятие манипуляции, хорошо работающее при анализе взаимодействия социальных групп, вовсе не так эффективно, как это кажется автору, при рассмотрении вопросов религии.
Когда автор перестает бороться с религиозным мировоззрением, он обретает почву под ногами и продолжает успешно развивать сильные стороны своей неординарной книги. Мне понравилась глава о противоречиях западной цивилизации. Мне кажется интересной мысль автора о том, что демократические институты фетишизируются, воспринимаются как некая «вершина социального развития». Это приводит к тому, что институты, которые призваны быть средствами гармонизации общества, превратились из средства в цель, «в самостоятельную ценность вне контекста их соответствия декларируемым целям достижения наибольшего блага индивидов». Проще говоря, в западной цивилизации нет понимания и опасения относительно того, что демократические институты в их нынешней форме существования могут превратиться (или уже превратились) полностью или частично в свою противоположность -- в средство социальной манипуляции. А раз нет понимания и опасения, то нет и средств для борьбы с таким перерождением.
А такие средства общество обязано найти. Сделать это можно только на путях «рационализации общественного сознания». Новые информационные технологии, -- прежде всего Интернет, -- по мысли автора, должны произвести революцию во взаимоотношениях индивидов, сделав их отношения максимально рациональными, минимизировав или даже сведя на нет саму возможность манипуляции. Автор верит, что Интернет преодолеет вековое проклятие человечества и предоставит всем индивидам реальные возможности для творческой самореализации. «Рациональные» индивиды, используя равные возможности для получения информации, будут свободно объединяться для достижения тех или иных профессиональных целей. Главным капиталом будущего интернет-общества станут не собственность и деньги, а информация.
Автор считает, что сама логика развития Интернета ведет к тому, что любая информация должна быть бесплатной и общедоступной. Частная собственность в Интернете утвердиться не сможет. Интернет дает уникальную возможность человечеству с успехом бороться против сильных мира сего. Попытки "буржуазного" общества ограничить доступ пользователей к тем или иным информационным ресурсам, по мнению автора, «способствуют формированию альтернативной интернет-контрэлиты, которой предстоит совершить грядущую интернет-революцию. Через Интернет так называемые «умные толпы» будут эффективно влиять на все сферы общества, в первую очередь на политику и экономику. Прежняя вековая власть элит должна рухнуть. А человек станет наконец действительно свободным.
Все, что написано автором о грядущей интернет-революции, написано им воистину вдохновенно. Концовка книги -- настоящий революционный манифест, написанный интернет-революционером. И хотя что-то все же мешает до конца поверить в то, что интернет-революция действительно освободит человека, тем не менее начинаешь лучше и явственнее ощущать ее приближающееся дыхание. В этом отношении футурологический потенциал книги производит сильное впечатление. Хотелось бы пожелать автору продолжить свои исследования и последние главы своей работы, посвященные интернет-революции, превратить в новую книгу.
Михаил БОКОВ, кандидат философских наук