|
|
N°3, 11 января 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Сергей Арцибашев стал Олегом Табаковым
Руководитель маленького Театра на Покровке возглавил большой Театр им. Маяковского
Каких только предположений не строили вокруг назначения нового худрука популярного московского театра, «осиротевшего» после смерти Андрея Гончарова. Называли и Леонида Хейфеца, и Сергея Яшина, и даже Петра Фоменко. Самым экстравагантным оказался слух, что Театр им. Маяковского возглавит популярный артист Театра им. Вахтангова, владелец театральных буфетов и ресторанных заведений, расположенных в частности и в здании Театра им. Маяковского, Максим Суханов. Последний действительно проявил помимо собственно театральных еще и недюжинные бизнесменские способности. Но режиссерского таланта нигде и никогда не обнаруживал. В связи с этим возникло предположение, что Суханов станет, как принято нынче говорить, креативным продюсером, а за режиссуру «ответит» творчески близкий ему талантливо-непредсказуемый Владимир Мирзоев. В общем, чего только не говорили. Ситуация разрешилась самым неожиданным и скучным образом. Комитет по культуре при правительстве Москвы при поддержке худсовета театра вручил бразды правления недавно отметившему свое 50-летие актеру и режиссеру Сергею Арцибашеву, возглавлявшему (и продолжающему возглавлять) крохотный Театр на Покровке.
С чем бы сравнить это назначение? Представьте себе, что директор небольшой выставочной галереи вдруг возглавил музей всероссийского значения. Не то чтобы этот директор плох. В его галерее дела шли отлично: и посетители на выставках всегда толпились, и даже картины раскупали. Но большой музей -- это совсем другое дело. Здесь необходима совершенно иная стратегия. Другой масштаб личности. И дело не только в таланте. Талант Андрея Гончарова -- вопрос, как говорится, спорный. Во всяком случае к корифеям отечественной режиссуры его не отнесешь. Но театром -- пока был здоров и полон сил -- он руководил справно. Собрал отличную труппу, сделал броский репертуар, слыл диктатором, но умел ценить чужие таланты. И привечать их. Это он пригласил в свое время в Маяковку малоизвестного среди московских театралов Петра Фоменко. Его театр не очень жаловали критики, но всегда любила публика. Он занимал совершенно определенную нишу -- театральное развлечение для интеллектуально и духовно озабоченных. Эдакий театральный эквивалент драматургии Эдварда Радзинского.
Сергей Арцибашев -- человек совершенно иного сорта. Он словно специально создан для камерного пространства. Это его размерчик. В крохотном театрике на Покровке зал всегда полон, но зрителей в нем немногим больше, чем артистов на сцене. Единственной звездой Покровки является сам Арцибашев -- превосходный артист психологической школы. И когда он занят в собственных спектаклях, на них стоит пойти, а когда нет, лучше сидеть дома. Все прочие безвестные артисты Покровки на его фоне совершенно тушуются. Но это неважно. Искусство Покровки все равно всегда будет востребовано небольшим, но преданным кругом почитателей. И вот человека, так славно обрабатывающего свой приусадебный театральный участок, зачем-то кидают на огромное колхозное поле им. Маяковского. А он ведь и со звездами толком работать не умеет, что блестяще доказал сделанный им не так давно в Сатире спектакль «Орнифль», где сыгравший заглавную роль Александр Ширвиндт так все превосходно срежессировал, что Арцибашевым там даже и не пахло. А ведь в Маяковке звезд до сих пор пруд пруди. И они еще посоревнуются с новым худруком, кто главнее.
Все вышеизложенное свидетельствует о двух, казалось бы, взаимоисключающих обстоятельствах. С одной стороны, совершенно очевидно, что театров в Москве гораздо больше, чем режиссеров, способных их возглавить. (Вот и МХАТом руководит теперь Олег Табаков, потрясающий артист и совсем никакой не режиссер, тоже возглавляющий по совместительству крохотную «Табакерку»). С другой -- даже тем немногочисленным режиссерам, которые водятся в столице, крупных театров, по всей видимости, не видать. Вот пришел бы, скажем, в Маяковку тот же Владимир Мирзоев или, скажем, Кама Гинкас. Так это же хлопот не оберешься. Они тут же начнут по-новому мести, приведут с собой «своих» артистов, потеснят кого-то из корифеев труппы. И кому это, спрашивается, надо? А Сергей Арцибашев наверняка будет тише воды, ниже травы. Процветания его чуткое руководство не сулит, но радикальных перемен тоже. Вот и ладушки. Мало что ли в Москве таких театров с невнятной театральной позицией и неопределенным выражением лица. Будет одним больше. От этого, как говорится, еще никто не умирал.
Марина ДАВЫДОВА