Королевский суд в Вуличе на юго-востоке Лондона приговорил вчера к пожизненному заключению четырех бомбистов, пытавшихся 21 июля 2005 года
привести в действие самодельные взрывные устройства в лондонском транспорте. 29-летний Мухтар Саид Ибрагим, 26-летний Ясин Омар, 25-летний Рамзи Мухаммад и 28-летний Хусейн Осман проведут в тюрьме не менее 40 лет, после чего имеют право подать прошение о помиловании. Все они выходцы из Африки -- Эфиопии и Эритреи, переехавшие в Великобританию в поисках лучшей жизни. Двое уже обладали британскими паспортами. Еще двое имели постоянный вид на жительство.
Готовясь к теракту,
они попытались скопировать действия другой четверки самоубийц, взорвавших 7 июля 2005 года самодельные бомбы в трех поездах лондонского метро и автобусе, в результате чего погибли 52 человека. Подобно своим предшественникам, злоумышленники положили в рюкзаки самодельные бомбы и разъехались в разные районы города. Трое сели в поезда метро, а Ибрагим -- на автобус. В заранее согласованное время они привели в действие свой смертоносный груз. К счастью, взрыватели не сработали.
Вскоре трое были арестованы в разных городах Великобритании, Хусейну Осману удалось бежать в Италию к старшему брату. Там он и был задержан римской полицией и позднее передан британским властям. Следователи собрали огромное количество вещественных доказательств, уличающих обвиняемых в их террористических намерениях. Была найдена и «бомбовая фабрика» -- малогабаритная муниципальная квартира Ясина Омара на севере Лондона, служившая местом изготовления взрывных устройств. Присяжным было показано семь часов видеосъемок, подробно документировавших все передвижения обвиняемых до и после теракта.
Защита утверждала, что взрывные устройства были муляжами и потому акция не представляла никакой опасности. Подсудимые якобы пытались таким образом публично продемонстрировать свое несогласие с продолжением войны в Ираке. Однако, по словам государственного обвинителя Найджела Суини, это была «хорошо спланированная акция исламского экстремизма», единственной целью которой было «осуществление смертоносных взрывов в лондонском транспорте».
Присяжные не смогли прийти к единому мнению по поводу вины еще двух подсудимых -- Манфо Кваки Асиеду и Аделю Яхии. В связи с этим нынешний состав присяжных был распущен. В ближайшие дни прокуратура решит, надо ли проводить новый судебный процесс по их делам.
Более всего британская публика обеспокоена тем, что, как выяснилось в ходе следствия, еще за год до случившегося полиция подозревала всех этих людей в терроризме и даже секретно сняла на пленку их подготовку в специальном тренировочном лагере в сельской местности. Однако, как объяснил в суде представитель Скотланд-Ярда, средств на постоянную слежку за всеми подозрительными лицами не хватает и поэтому «приходится выбирать наиболее потенциально опасных».
Похожая ситуация, кажется, складывается и сейчас. В британскую печать просочились сведения, что несколько участников «дела врачей», готовивших в июне теракты в Лондоне и Глазго, давно числились в досье контрразведки. Однако наблюдение за ними было прекращено из-за недостатка средств. Премьер-министр Гордон Браун уже пообещал значительно увеличить ту часть бюджета полиции, которая направлена на борьбу с терроризмом.