Из-за дипломатической ошибки Россия отвечает за военные преступления против мирных граждан
Сегодня Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) в Страсбурге
огласит постановление по очередному "чеченскому делу" -- братьев Якуба и Аюба Магомадовых. Можно практически не сомневаться, что,
как и во всех прежних аналогичных случаях, "приговор" суда будет не в пользу российских властей. И дело не в политической ангажированности или предвзятости страсбургских судей. Просто Россия «забыла» сделать специальную оговорку, подписывая Европейскую конвенцию по правам человека. И теперь из-за этого дипломатического казуса отвечает за военные преступления против мирных граждан.
Шквал жалоб мирных жителей Чечни на действия военных и сотрудников правоохранительных органов, обрушившийся в последние несколько лет на Европейский суд по правам человека, мог бы быть значительно меньше. А представителям России не приходилось бы краснеть в Страсбурге при обнародовании очередных фактов исчезновений, убийств, незаконных арестов людей, уничтожения их имущества и разводить руками из-за своего бессилия в проведении эффективного расследования данных преступлений. Но Россия, подписав, а затем и ратифицировав европейскую конвенцию «О защите прав человека и основных свобод», просто «забыла» сделать оговорку о специфике ситуации в Чеченской Республике, где в течение многих лет проводилась "контртеррористическая операция".
Именно таким образом в свое время поступила Великобритания, оговорившись относительно ирландских экстремистов из ИРА, и Испания -- в связи с деятельностью радикальной сепаратистской организации басков ЭТА. В итоге сегодня сравниться с Россией по количеству чеченских жалоб в ЕСПЧ может только Турция с ее вечной курдской проблемой.
Однако именно благодаря тому, что чеченские дела становятся предметом постоянных скандалов в Страсбурге, совместными усилиями Комитета министров Совета Европы (КМСЕ), ЕСПЧ и российских властей в российское законодательство вносятся принципиально важные изменения, согласно которым при проведении контртеррористических операций представители вооруженных сил и правоохранительных органов обязаны оберегать мирное население. А оружие применять лишь в случае крайней необходимости.
По многим нераскрытым делам об исчезновении людей, применении пыток и о незаконных арестах были возобновлены расследования, увеличилось количество уголовных дел и судебных приговоров по военным преступлениям. Кроме того, в войсках, милиции, прокуратуре и судах регулярно проводятся специальные учебные мероприятия с анализом решений, выносимых ЕСПЧ.
В конце июня 2007 года Комитет министров Совет Европы выпустил меморандум «Нарушения Европейской конвенции о защите прав человека в Чеченской Республике: исполнение Российской Федерацией постановлений ЕСПЧ». Его целью стало «содействие при осуществлении контроля за исполнением Российской Федерацией постановлений Европейского суда в отношении действий сил безопасности в Чечне». При этом Комитет министров СЕ проанализировал и разработал как частные меры для исправления допущенных нарушений по конкретным жалобам, уже рассмотренным ЕСПЧ, так и меры общего характера, которые России следует принять, дабы не допустить подобных нарушений в будущем.
Комитет министров вновь констатировал, что с 2005 года в ряде постановлений ЕСПЧ были обнаружены нарушения, допущенные в Чечне. Это необоснованное применение представителями власти средств, приведшее к смерти родственников заявителей; проведение подготовки и исполнение антитеррористических операций с применением тяжелого боевого оружия без надлежащего обеспечения безопасности гражданского населения; непроведение эффективного расследования обстоятельств смерти или применения пыток в отношении родственников заявителей и отсутствие эффективных средств правовой защиты в отношении этих проблем. Была отмечена также ответственность государства за непризнанное задержание людей, их последующее исчезновение и непредставление приемлемых объяснений по этому поводу. Кроме того, Россию упрекнули в неправомерном уничтожении силами безопасности имущества заявителей.
Обязанность исполнения постановлений ЕСПЧ заключается не только в выплате компенсаций пострадавшим, но и в принятии необходимых мер для исправления нарушений. О некоторых таких мерах российская сторона отчиталась Комитету министров Совета Европы. Так, представители России доложили европейским коллегам, что еще в 2000 году генпрокурор создал прокуратуру Чечни, а в 2002 году -- военную прокуратуру Объединенной группы войск в Северо-Кавказском округе. В том же году появилось МВД Чечни и были созданы межведомственные следственные группы для расследования тяжких преступлений. Составлен единый список похищенных и пропавших людей, который регулярно сопоставляется со списками задержанных и осужденных лиц. С 1999 года, сообщили российские представители, органами военной прокуратуры было возбуждено 245 уголовных дел по фактам преступлений, предположительно совершенных военнослужащими. Из них 98 дел в отношении 127 военнослужащих были направлены в военные суды, 62 дела были прекращены по различным основаниям -- в связи с амнистией, отсутствием состава преступления или смертью обвиняемого. Расследование 85 дел пока не завершено.
В связи с последним обстоятельством в меморандуме Комитета министров СЕ отмечается, что несмотря на обещания довести до конца расследование уголовных дел по жалобам заявителей, никакой информации об их ходе Страсбург так и не получил. «Что касается ограничений в российском законодательстве относительно разглашения следственной информации, то следует напомнить компетентным российским властям об их обязательстве в соответствии с конвенцией предоставлять все необходимые средства для установления фактов Европейскому суду», -- отмечается в меморандуме КМСЕ.
Дело в том, что российские представители на заседаниях ЕСПЧ по рассмотрению чеченских дел часто ссылаются на то, что не могут предоставить информацию о ходе расследования обстоятельств того или иного дела именно из-за обязанности соблюдать тайну следствия. Причем наши представители предлагают ЕСПЧ присылать делегацию в Чечню и знакомиться с материалами дел при условии, что "гости" не будут копировать никаких документов. Понятно, что в условиях загруженности ЕСПЧ подобные приглашения теряют смысл.
Комитет министров СЕ проанализировал действующее законодательство и вносимые в него поправки в связи с необходимостью соблюдения прав человека в Чечне. В частности, он с удовлетворением отметил, что закон «О противодействии терроризму» предусматривает осуществление борьбы с этим новым мировым злом с обязательным учетом норм Конституции и общепризнанных принципов международного права. На этот предмет были проанализированы и другие российские законы -- «О ФСБ», «О милиции», «О статусе военнослужащих» и «О внутренних войсках МВД». Европейские юристы пришли к выводу, что «ряд проблем еще остается решить, и они связаны главным образом с применением силы, планированием операций и предупреждением исчезновений людей». В частности, отметили эксперты, в российских законах нет указания на то, что «смертоносное оружие может быть применено только тогда, когда это абсолютно необходимо и когда все другие методы уже исчерпаны».
Кроме того, по мнению Комитета министров Совета Европы, правоохранительные органы обязаны принимать меры к правильному процессуальному оформлению всех задержанных, то есть в протоколе должно быть обязательно указано место, время и причины задержания.
В Совете Европы высказали пожелание, чтобы сотрудники российских правоохранительных органов, военнослужащие и судьи знакомились со всеми постановлениями ЕСПЧ, проводили специальные занятия и семинары. «Властям Российской Федерации предлагается представить список различных видов мероприятий, на которых бы рассматривались поднятые вопросы, -- говорится в меморандуме Комитета министров. -- Особенно важным было бы получение подтверждения того, что различные заинтересованные органы, такие как Министерство обороны, Министерство юстиции, Генеральная прокуратура, Судебный департамент при Верховном суде, включили соответствующую тему в свои мероприятия». Одно такое мероприятие -- семинар по теме применения Европейской конвенции в Чечне -- было проведено в России в апреле.