Из Ливии пришли сразу две новости
по делу пяти болгарских медсестер и палестинского врача, приговоренных к казни за умышленное заражение нескольких сот детей вирусом ВИЧ. Плохая для медиков весть состояла в том, что Верховный кассационный суд Джамахирии, отклонив апелляцию осужденных «по существу ее содержания», подтвердил вчера смертный приговор. Однако несколькими часами ранее Фонд Каддафи сообщил о достижении мирового соглашения о крупной компенсации пострадавшим. А это означало помилование медиков, в чем уверена комиссар по внешним связям Евросоюза Бенита Ферреро-Вальднер.
В понедельник дело врачей поступит в Верховный судебный совет Ливии, который вправе окончательно подтвердить, отвергнуть или изменить вчерашнее решение кассационного суда. Судя по всему, медики все же могут надеяться на помилование. Ведь главой фонда имени ливийского лидера Муамара Каддафи является его сын Саиф Ислам, и объявленное мировое соглашение наверняка было согласовано с лидером страны. Еще в январе Саиф Ислам заявил, что казни не будет: «Суд изначально пошел в неправильном направлении, в дела подсудимых многократно вносились изменения, было сделано много ошибок». Прозвучали эти слова через месяц после того, как Верховный суд, в декабре 2005 года направивший дело на доследование, приговорил иностранцев к расстрелу повторно. В первый раз такой вердикт вынес в мае 2004 года суд города Бенгази, где медики работали в детском отделении иммунологического центра «Аль-Фатих».
Каддафи-старший неоднократно говорил после ареста медиков в 1999 году, что те по наущению американского ЦРУ и израильской разведки Моссад испытывали на ливийских детишках биологическое оружие. Однако после терактов 11 сентября 2001 года ливийский лидер изменил курс и пошел на сближение с Западом. Каддафи отпустил арестованных по делу врачей медиков из других стран, в том числе Венгрии и Польши, вступивших в НАТО в том же 1999-м. В 2003 году Ливия фактически признала причастность своих спецслужб к организации в 1988-м взрыва американского авиалайнера над шотландским Локерби, выплатив 2,7 млрд долл. компенсации -- по 10 млн за каждого погибшего. В 2004-м были нормализованы отношения с ЕС, а в 2005-м -- с США.
Изменились и обвинения против Кристианы Вулчевой, Снежаны Димитровой, Наси Неновой, Валентины Сиропуло, Вали Червеняшки и Ашрафа аль-Хаджаджа. Теперь им инкриминируется «преступная халатность в ходе опытов по поиску лекарства против СПИДа». Адвокаты осужденных утверждают, что до прибытия иностранных медиков в «Аль-Фатих» там уже царила полная антисанитария, а признательные показания из подследственных выбивали пытками и насилием.
Инфицированных детей было, по разным сведениям, от 426 до 438 человек, из них 56 умерли. Остальных лечат в лучших клиниках Европы на деньги благотворительного фонда, участниками которого помимо Болгарии и Ливии являются ЕС и США.
В 2006 году София отвергла предложение Триполи освободить болгарских медсестер за компенсацию в 5,5 млрд долл. Болгария тогда сочла, что согласие с этим предложением значило бы признание вины своих граждан. Но переговоры о взносах на лечение в рамках общего благотворительного фонда продолжились, причем ливийские интересы представлял как раз Фонд Каддафи. Теперь Триполи и Софии, видимо, удалось договориться о приемлемой форме решения конфликта.