Тезис о том, что занятие фермера -- выращивание урожая, а отнюдь не торговля, похоже, все более подтверждается трехмесячной
практикой властей по замене труда мигрантов на рынках трудом россиян. Убедить фермеров встать за прилавок и продавать свою продукцию самостоятельно, без посредников, похоже, пока так и не получилось.
Места на рынках продолжают пустовать даже в самый разгар сезона, о чем свидетельствуют свежие данные «Росстата» по распределению торговых мест на рынках.
После введения в начале года 40-процентного ограничения, а потом и полного запрета на работу иностранцев на розничных рынках «Росстат» начал проводить еженедельный мониторинг торговой активности. Для наблюдения были отобраны 59 розничных рынков в 16 регионах. В числе отобранных представлены рынки, расположенные как в региональных центрах, так и в маленьких городках. За точку отсчета было принято 11 апреля 2007 года, когда согласно постановлению правительства количество иностранных торговцев на рынках должно было оказаться равным нулю.
Резкий спад торговой активности страна почувствовала уже в начале апреля, и не только по статистическим показателям. Рост цен на самые распространенные продукты и сокращение ассортимента были зафиксированы сразу же после введения запрета на использование труда мигрантов на рынках. На рынках незанятым оказалось в среднем каждое третье-пятое место. Зарезервированные для фермеров места пустовали до мая -- начала сбора сельхозпродукции. Зелень, молодая картошка, черешня и клубника оживили торговые ряды.
В июле, как говорят данные статистики, было отмечено увеличение использования торговых мест на сельскохозяйственных рынках в Московской области (с 79 до 84%). Но при этом снижение уровня использования торговых мест зафиксировано на сельхозрынках Санкт-Петербурга (с 49 до 38%). На рынках Санкт-Петербурга, Брянска, Смоленска, Ульяновской области, Краснодарского края не используется примерно каждое третье торговое место; на рынках Архангельска и Новосибирска -- каждое четвертое.
Подавляющее число мест на рынках занимают индивидуальные предприниматели -- те, кто держит палатки, торгующие товаром широкого ассортимента, от копченой рыбы и колбасы до консервов. Больше всего палаточная торговля развита в Омске и Архангельске, где из 100 торговых мест 95 и 93 соответственно заняты ПБОЮЛ. В Москве доля индивидуальных предпринимателей на рынках составляет 55%, в Санкт-Петербурге, Брянске, Липецке, Ставрополе, Челябинске и Московской области -- почти 90%, в Ульяновске, Новосибирске, Омске, Тамбове, Краснодарском крае -- около 70%. Исключение составляют лишь рынки Махачкалы, где большинство (66%) торговых мест занято не индивидуальными предпринимателями, а частными лицами.
Места же, закрепленные за крестьянскими и фермерскими хозяйствами, исчисляются десятыми долями процента. В Смоленске, Тамбовской и Ульяновской областях, Архангельске, Челябинске, Омске фермеры занимают 0,1--0,4% торговых мест за прилавками. В Брянске, Московской области, Санкт-Петербурге, Краснодарском крае фермеры составляют лишь 1% торгующих. Относительно активно крестьяне и фермеры торгуют лишь в Москве -- их на розничных рынках столицы сегодня 17% от общего числа продавцов.
Для сравнения: гораздо больше на рынках торгуют частные лица, продавая самые разнообразные товары. Их в отличие от крестьян и фермеров на порядок больше -- в целом от 5 до 20% по стране. Но этого явно мало для того, чтобы заполнить места на рынках, зарезервированные для российских граждан после изгнания мигрантов.