|
|
N°120, 11 июля 2007 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Пение с разговорами и танцы с каблуками
Большой театр поделился планами на будущий сезон и подвел итоги прошедшего. По словам его генерального директора Анатолия Иксанова, прошлый, 231-й сезон «был успешным, серия премьер не оставила никого равнодушным, спектакль «Евгений Онегин» был назван событием театрального сезона, театр получил три «Золотые маски», его балетный руководитель Алексей Ратманский -- премию им. Шостаковича и Светлана Захарова -- госпремию».
Будущий сезон обещает быть таким же стройным и эффектным, несмотря на то что продолжает работу пока только Новая сцена. Ход работ по реконструкции основного здания гендиректора пока не расстраивает, хотя в процессе выясняются все новые подробности. Кирпичи сыплются прямо под пальцами, и процент аварийности растет на глазах (оказалось, в аварийном состоянии было 60% здания). Тем не менее осенью 2008 года службы Большого надеются, как и предполагалось, войти в здание театра и начать подготовку к открытию.
В оперной части на сезон-2007/08 снова запланированы две премьеры, репетиции к одной из которых уже идут. В октябре, несколько позже, чем обычно, сезон откроется премьерой «Пиковой дамы» Чайковского в постановке Валерия Фокина и в музыкальной интерпретации Михаила Плетнева. Уже известны исполнители главных партий: Германа поет Бадри Майсурадзе, вторым номером идет Роман Муравицкий. Лиза -- Екатерина Щербаченко, хорошо работавшая в «Евгении Онегине», номинированная на «Маску», а недавно странным образом не прошедшая отборочный тур на конкурс Чайковского.
Прочие детали постановки (кроме расплывчатой пока связи с мейерхольдовской театральной традицией) еще не раскрываются, но очевидно, что одной из ее главных составляющих станет плетневская работа с партитурой. Сильные приглашенные дирижеры в отличие от титулованных режиссеров на сцене Большого пока были редки.
Теперь к работе приступит и новый главный приглашенный дирижер Большого Юрий Темирканов: вместо заболевшего Мариса Янссонса весной он начнет готовить вторую оперную премьеру «Кармен» Бизе в постановке европейской звезды современной оперной режиссуры Дэвида Паунтни (опера будет ставиться в оригинальной версии -- с разговорными диалогами).
Кроме премьер опера и оркестр Большого подготовили традиционный симфонический абонемент совместно с московской филармонией в БЗК, который кроме прочего украшает программа с дирижером Иржи Белоглавеком (абонемент уже раскуплен). А гастрольные планы оперно-симфонической труппы Большого театра («Ла Скала», Савонлинна, Любляна, Рига, региональная программа «Большой -- России») сверстаны в плотный, интенсивный календарь.
Другая бодрая новость от Большого затеянный совместно с СТД (обещает присоединиться и Федеральное агентство по культуре) конкурс на произведение для утреннего показа, детское или юношеское, оперное или балетное. Он пройдет в два этапа: сначала будет «соревнование идей», затем на отобранные десять заявок будут выделены конкретные гранты. Лучший из десяти созданных на гранты спектаклей театр поставит, хотя сроки, в которые может появиться заказная постановка, пока не называются. Но можно надеяться, что конкурс окажется успешнее, чем, скажем, более или менее провалившийся композиторский конкурс Большого симфонического оркестра Владимира Федосеева.
Балет представит зрителям три премьеры, при этом самую масштабную, как и в этом году, сотворит под занавес сезона. 3 июля 2008 года в репертуаре Большого появится асафьевское «Пламя Парижа» -- балет о Великой французской революции, от которого осталось минут сорок архивных видеопленок, легенда о том, как танцевали на каблуках в тридцатых-шестидесятых советские «французские крестьянки» и классический анекдот о Станиславском, которого сосед заподозрил в том, что тот первый раз в театре (мэтр запамятовал, что в этом балете в отличие от других на сцене еще и поют). Худрук Большого балета Алексей Ратманский давно увлечен идеей восстановления советских «московских» балетов -- тех, что принадлежали «догригоровичской» традиции, потому этот спектакль, поставленный в свое время Василием Вайноненом, и появляется в репертуаре. Имя самого Ратманского также будет в афише -- «постановка и редакция». И в наше время, когда в Большом нет более той блистательной коллекции «каблучных» танцовщиц, что была в середине прошлого века, а балерины первоклассные все-таки есть, можно надеяться, что он чуть сдвинет балет в сторону классического танца.
Начнется же балетный сезон с премьеры «Урока» Флеминга Флиндта -- 28 октября в Москве появится проект «Короли танца», о котором балетоманы говорят уже более года, с американской премьеры прошлой весной. Бывший наш (ныне заокеанский) балетный продюсер Сергей Данилян тогда собрал четырех ведущих танцовщиков мира -- Итана Стифела из American Ballet Theatre, его коллегу Анхеля Корейя, Йохана Кобборга из английского Королевского балета и звезду Большого Николая Цискаридзе. В концертной программе они все вместе вышли в балете Кристофера Уилдона For 4, затем каждый из них станцевал лично им более всего любимую одноактовку и, наконец, по очереди исполнили главную роль в балете «Урок». Теперь программа будет в таком же виде показана в России (к «Королям» лишь присоединится еще одна московская звезда, Сергей Филин), и пользующийся невероятной популярностью у балетного люда спектакль о том, как балетный педагог с наслаждением душит свою ученицу, войдет затем в репертуар театра.
Еще одна премьера ждет нас 20 февраля, но это не появление нового спектакля, а расчистка старого. «Сильфида» сейчас идет в Большом в версии Олега Виноградова, сохраняющей все черты привычной ХХ веку «работы над классическим наследием» -- с досочинением недостающих, на взгляд постановщика, танцев. Теперь решено вернуть «аутентичного» Бурнонвиля, и эта работа будет поручена питомцу датской школы, не раз демонстрировавшему на сцене Большого этот древний стиль, Йохану Кобборгу.
Из-за того, что сцена в распоряжении театра будет все еще одна, балет опять будет много путешествовать -- самыми важными станут трехнедельные январские парижские гастроли. К дате входа в строй основной сцены почему-то оказался привязан вопрос и о продлении контракта худруку Большого балета -- предыдущий договор с Алексеем Ратманским только что истек, и новый заключен теперь до начала января 2009 года. Дата представляется очень странной -- что за смена руководства посреди сезона (а предполагать, что руководство может смениться, все-таки естественно, иначе зачем бы контракту вообще такая близкая дата)? Но Анатолий Иксанов объясняет это тем, что дата привязана именно к началу работы основной сцены -- вроде как после этого торжественного события будут заново рассмотрены все назначения.
В июне 2008-го театр запланировал фестиваль, посвященный Марине Семеновой -- великая балерина родилась 12 июня (30 мая по старому стилю) 1908 года. Она танцевала в Большом с 1930-го более двадцати лет (до того была Мариинка, в которой балерина работала после окончания вагановской школы), а затем еще несколько десятилетий преподавала в театре. Всем ее ученикам (да и просто всем любителям балета) остается только надеяться, что балерина, уже несколько лет не приезжавшая в театр, сможет выбраться на собственный праздник.
И последней новостью стало сообщение о том, что в Большом вновь пройдут мастерские новой хореографии -- театр не теряет надежду выявить в ком-нибудь из своих артистов балетмейстерский талант.
Юлия БЕДЕРОВА, Анна ГОРДЕЕВА