Похоже, что
корпоративным конфликтам в компании «Мегафон», входящей в тройку крупнейших мобильных операторов, скоро придет конец. Государственный «Северо-Западный телеком» (СЗТ), питерский региональный оператор электросвязи, решил опосредованно продать за 410 млн долл. свою часть «Мегафона». Конечный покупатель не объявлен, и участники рынка подозревают, что к сделке причастны оба крупнейших акционера сотового оператора -- финско-шведская TeliaSonera и группа, которая традиционно называется "питерскими связистами". Все совладельцы «Мегафона» покупку актива отрицают.
Структура собственности ОАО «Мегафон» весьма запутанна. «Альфа-Групп» через "ЦТ-Мобайл" владеет 25,1% акций. Но этот пакет считает своим и
First National Holding (FNH), собственником которого называет себя датский юрист Джеффри Гальмонд. Рынок подозревает, что FNH может быть связан с так называемыми "питерскими связистами", занимающими ряд командных высот в государственных структурах. FNH контролирует 8% акций «Мегафона» и судится по всему миру с «Альфой» за блокпакет. TeliaSonera владеет 43,9% «Мегафона», «Телекоминвест» -- 31,3% (в этом холдинге на TeliaSonera приходится 26%, на СЗТ -- 15% и на FNH, основного владельца -- 58,9%).
Именно "питерские связисты", возглавлявшие тогда государственные телефонные компании Петербурга, 13 лет назад основали "Телекоминвест". Холдинг изначально создавался как компания, объединяющая разнопрофильные телекоммуникационные фирмы. Но за последние несколько лет FNH продал основные активы -- "Межрегиональный транзит-телеком", "Нева-Лайн", "Дельта Телеком" (на ее базе создан оператор «Скай Линк») и "Петерстар". Аналитики объясняли это тем, что г-н Гальмонд и, возможно, его партнеры решили выйти из российского бизнеса, зафиксировав прибыль.
Слухи о том, что среди
враждующих между собой акционеров "Мегафона" ожидаются перестановки, ходили давно. Но лишь вчера СЗТ объявил, что принял решение продать принадлежащие ему с 1994 года 15% акций "Телекоминвеста". Подконтрольный "Связьинвесту" СЗТ объясняет это тем, что "Телекоминвест" не платил дивиденды и что владение миноритарным пакетом акций не давало возможности влиять на хозяйственную деятельность холдинга. Поэтому дождавшись наиболее, по мнению СЗТ, благоприятной цены, питерская телефонная компания продала актив, выручив за него 410 млн долл. В СЗТ говорят, что пятеро "ведущих игроков российского телекоммуникационного рынка" претендовали на этот пакет, но не называют их. Покупателем стал банк "Ренессанс Капитал" в лице ООО "АФ Телеком Холдинг".
Очевидно, что эта сделка заключена в интересах некой компании-заказчика, и сейчас рынок гадает, кто он. Логично было бы предположить, что актив понадобился «Альфе» для усиления своих позиций в конфликте со структурами Гальмонда. Однако вице-президент Altimo (подразделение «Альфы») Кирилл Бабаев говорит, что эта группа здесь ни при чем. О том же свидетельствуют источники в крупнейших российских телекоммуникационных компаниях и банках. Эти же источники говорят, что могут быть две версии, объясняющие происходящее. По одной из них, актив куплен структурами "питерских связистов". В пользу этой версии говорит низкая, по мнению многих аналитиков, сумма сделки, которая должна быть закрыта в течение трех месяцев. Эксперты утверждают, что этот актив должен быть оценен примерно на четверть дороже. Но если покупателем стали партнеры и структуры Гальмонда, то сам смысл сделки остается неясен, зачем в самом деле структурам FNH докупать маленький кусочек того, где у него и так вполне себе контрольный пакет. В этом случае в руках структур Гальмонда окажутся дополнительные несколько процентов «Мегафона», владение которыми с точки зрения корпоративных войн не дает ровным счетом ничего. А продать актив в ситуации жесткого противостояния с "Альфой" для FNH, вероятно, затруднительно.
Более правдоподобно выглядит другая версия, о которой вчера как практически о единственно верной говорили источники, знакомые с переговорами между совладельцами «Мегафона». Скорее всего, утверждают они, Гальмонд и его партнеры решили выйти из бизнеса, так как инициированное "Альфой" преследование в международных судах зашло слишком далеко и грозит потерей актива. Возможно, осознав это, бенефицианты FNH решили начать процедуру поэтапной передачи контроля над оператором TeliaSonera, никогда не скрывавшей желания получить контрольный пакет «Мегафона». Используя возможность повлиять на решения, которые принимают государственные телекоммуникационные компании, была инициирована сделка между СЗТ и, как гласит эта версия, TeliaSonera, которая по этому сценарию вот-вот должна договориться с FNH о выкупе у него контрольного пакета «Телекоминвеста». Таким образом, распродажа активов Гальмонда и его партнеров в России будет завершена.
Быть может, сделка является еще одним аргументом в пользу того, что приватизация «Связьинвеста» все-таки будет завершена в обозримом будущем. Глава этого холдинга Александр Киселев недавно сказал, что "Связьинвест" избавится от всех своих сотовых активов, а к ним теперь относится и доля в «Телекоминвесте», который также попал под предприватизационную очистку госкомпании.
Г-н Гальмонд вчера отказался обсуждать сделку с акциями «Телекоминвеста».